Преследует бывший. Агрессия по отношению к окружающим, апатия, неуверенность.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи. Я разведена 2 года, в браке прожила 9 лет, мой бывшей человек преследует меня, была попытка убийства меня ножом в белый день. В течение 2-х лет постоянно чувствую моральное давление от него, дочь также его боится .Есть также проблемы в воспитании 6 летней дочери, я не контролирую эмоции когда она не слушает меня и поднимаю на нее руку, за что потом очень жалею, также ребенок начал сильно материться, копируя меня и папу. Против моего мужа заведено уголовное дело, а также применено ограничительное предписание на 6 мес .Но это его не останавливает, если видит на улице меня с ребенком, идет за нами, чем оказывает большое моральное давление на ребенка .Я начала посещать психолога детского, но с ней больше виделась я, а не ребенок . Ребенок к психологу не зашла (мне немного лучше когда я с ней пообщаюсь, но я хотела чтобы она с ребенком работала, а сейчас нет финансовой возможности посещать психолога, поэтому обратилась к вам . Помогите пожалуйста чем сможете, как найти правильный подход в воспитании ребенка, и избавиться от фобии, оглядываться на улице в поисках своего бывшего. Больше не знаю что написать, старалась изложить все коротко. Спасибо большое заранее.
Автор вопроса: Валентина Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Валентина, добрый день!
Думаю, здесь начинать нужно не с выбора правильного метода воспитания ребёнка, хотя этот вопрос тоже очень важен.
В первую очередь Вам нужно решать вопрос с правоохранительными органами и с бывшим мужем, который представляет реальную угрозу для Вашей жизни. Пишите заявление в полицию, фиксируйте все его попытки сблизиться с Вами, все угрозы, письменные или устные (видео-, аудиозаписи, скриншоты переписки и т.д.).
Тут никакими психологическими консультациями от его нападений не защитишься, к сожалению. Нужно всеми путями добиваться того, чтобы Вы и Ваша дочь не подвергались опасности расправы. Его преследования, нападения с ножом и неадекватное поведение, уголовное дело, предписание – это просто уму не постижимо, в каком стрессе Вы с дочерью постоянно из-за него находитесь!
Есть ли у Вас родственники, друзья, которые могли бы быть рядом, чтобы Вы не оставались одна? Есть ли родственники у Вашего бывшего мужа, с которыми можно поговорить, поставить их в известность о том, что он вытворяет? В общем, Валентина, нужно привлекать общественность, не делать из этого преследования тайну.
Оградить Вас от такого опасного человека могут только, если его посадят. Но через время он выйдет, и выйдет озлобленным, а потому он снова может появиться в Вашей жизни. Значит, к тому времени Вам нужно предпринять действия, которые позволят от него физически скрыться.
Можно, конечно, начать рассуждать «а почему я должна от него прятаться, пусть он сам куда-нибудь денется...», но Вы уже имели возможность убедиться в том, что его ничего не останавливает. Можете ли Вы в такой ситуации «гордо» подвергать опасности свою жизнь и жизнь Вашей дочери? Думаю, лучше искать возможность уехать. Есть ли варианты переезда?
Ещё много вопросов к тому, почему он Вас преследует. Чего он от Вас хочет? На что обижен? Чего добивается нападениями? Как давно это с ним происходит? Из-за чего вы с ним развелись? Как проходила жизнь в браке? Как он относится к дочке? В чём проявляется его моральное давление на дочку, о котором Вы пишете? Были ли у него травмы, наркоз, страдает ли зависимостями, психическими отклонениями?
Ответы на эти вопросы помогут понять, что произошло в когда-то счастливой семье, когда и из-за чего всё рухнуло.
Вам, Валентина, нужна психологическая помощь. Вы и сами это заметили, когда общались с психологом. От Вашего состояния зависит и состояние дочери. Она пока очень ориентирована на Вас: если Вы боитесь, она тоже боится, если Вы спокойны, она чувствует себя защищённой, ведёт себя по-другому.
У Вас действительно может развиться фобия после пережитого нападения. И с этим надо работать психологу, за одну консультацию от фобии не избавиться, к сожалению. Если Вы боитесь чего-то, то боитесь того, что неведомо, неподвластно Вам, необъяснимо. Прорабатывая все аспекты Вашей жизни со специалистом, Вы сможете пролить свет на то, что было до сих пор Вам непонятно, незамечено Вами, сможете понять, чем именно Вы вызываете агрессию бывшего мужа, сможете ли повлиять на причину этой агрессии. Возможно, тогда и страхи станут уменьшаться.
В силу специфики своей работы мне приходилось работать и с детьми, и с взрослыми, с родителями. И для понимания сути проблемы приведу в качестве примера довольно часто встречающуюся ситуацию: мама приводит ребёнка к психологу с просьбой «посмотрите, почему ребёнок не слушается, не хочет учиться».
Начинаешь расспрашивать о ребёнке, о семье, об условиях жизни (эти вопросы психолог задаёт не потому, что ему делать нечего, а это принципиально важная информация, анамнез, от этого зависит тактика ведения работы), на что мама заявляет: «Вы ребёнку помогите, а в наши семейные отношения не лезьте». Очень сложно в таком случае было объяснить маме, что ребёнок просто зеркалит всё то, что происходит между взрослыми. И пока они не разберутся в своих отношениях, бесполезно «помогать» ребёнку.
Вы находитесь под таким жёстким эмоциональным прессом, что уже не выдерживаете накала страстей, потому срываетесь на ребёнке. Представьте, Вы взрослый человек, с трудом выносите такую обстановку, а что делать маленькой девочке в 6 лет, когда вокруг неё такое творится, когда её родители, которые пока для неё в этом возрасте кажутся божествами, вытворяют такое. Папа маму, мама вместо того, чтобы успокаивать ребёнка, кричит и бьёт его... Дочка Вас не слушается тоже не просто так. Ей тоже очень страшно, у неё тоже эмоции на пределе.
Валентина, когда Вы общались с психологом, то Ваше состояние улучшалось. А как Ваше общение с психологом сказывалось на Вашем контакте с дочерью? Её поведение (или Ваше восприятие её поведения) менялось?
Как Вы вообще говорили дочери о том, что она должна пойти к психологу? Не могло ли случиться так, что дочка испугалась психолога потому, что посчитала его врачом, например? Или Вы между делом могли в эмоциях сказать что-то вроде «раз ты меня не слушаешься, значит, пойдём к психологу»?
После таких неосторожно брошенных взрослыми фраз психологу требуется несколько дополнительных встреч тратить не на работу с ребёнком, а на то, чтобы ребёнок просто привык к психологу, к тому, что его там не покусают, не начнут ему делать уколы, не наденут смирительную рубашку и т.д.
Попробуйте издалека начать говорить с дочкой о своих впечатлениях от того, что Вы общались с психологом, что Вам становится легче, рассказывайте о том, что именно происходит на встречах. Но не говорите ей о том, что она тоже должна пойти к психологу. Пусть она привыкнет к мысли, что это безопасно.
Даже если Вы с дочкой не попадёте к психологу в ближайшее время, то дочка будет иметь возможность пообщаться с школьным психологом, когда она пойдёт в первый класс. Начинают работу обычно со всем классом, если в школе проводят программу адаптации к школе, а потом можно обратиться и за личной консультацией. Только подойдите заранее и расскажите о ситуации в семье, чтобы психолог знал, на что обратить внимание.
Найдите через интернет организации, которые оказывают помощь женщинам при домашнем насилии, подвергшимся нападениям, они наверняка есть в Вашем городе. Там Вы сможете проконсультироваться о том, как правильно с юридической точки зрения защититься от бывшего мужа, как можно скрыться от преследования бывшего мужа, как получить психологическую реабилитацию после пережитого нападения, наверняка это можно сделать бесплатно.
Можно поискать и государственные психологические центры, которые бесплатно оказывают психологическую помощь как взрослым, так и детям.
Желаю Вам благополучия, мира в семье и сил для избавления от всех неприятностей.
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (письменное сообщение на Вотсап +79255250023, на электронную почту [email protected])