Я с детства в трудные минуты ухожу в фантазии.

Вопрос психологу:
Добрый день! Я с детства придумывала себе друзей и общалась с ними, т.к. я одна в семье, родители в разводе и я часто была в одиночестве. Сейчас это все продолжается, хотя я замужем и есть ребенок, но как только в семье начинаются конфликты, я ухожу в фантазии, придумываю себе новые отношения, работу, увлечения. Когда приходиться возвращаться на землю начинаю раздражаться. В жизни меня ничего особо не интересует, увлечений никогда не было, поэтому в фантазиях мне спокойно и уютно, а в реальной жизни не очень. Не могу чем-то увлекаться долгое время, все бросаю как только начинает не получаться. Родители развелись когда мне было 7 лет, мной особо никто не занимался, друзей всегда было мало, мне не хватало общения, примерно с этого возраста я помню вымышленных друзей, ситуации. Сейчас мне это мешает, потому что я не могу работать с тем, что есть, делать свою настоящую жизнь лучше, я просто убегаю в фантазии и часами могу придумывать другие сценарии. Все чаще после этого мне кажется, что я абсолютно несостоявшийся человек, муж мог бы быть и получше и прочие последствия. Я не понимаю зачем мне что-то делать в жизни, когда эмоции я могу получать из вымышленных ситуаций, т.к. каких-то острых потребностей у меня нет, супруг содержит, пока я в декрете, мне попросту скучно так жить. Я не знаю как вернуть (приобрести) интерес к жизни, как смириться с мыслью, что я обычная и вряд ли добьюсь чего-то в реальной жизни. Я часто мечтала о сверхспособностях, но совершенно ничего не делаю чтобы добиться целей, у меня вообще нет целей, я так выросла, главное все живы-здоровы, остальное ерунда. Я не понимаю зачем мне цели, что будет если я их добьюсь, я иногда провожу день на автомате, дожидаясь вечера и моих фантазий. Когда я работала у меня не было так много времени на такие вещи, но в декрете все усугубилось и я не знаю как перестать выдумывать себе истории и начать жить в режиме реального времени. Можно ли это как то проработать самостоятельно, почитать какие-то книги на эту тему. спасибо
Автор вопроса: Мария Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Кроткова Любовь Ильинична.
Добрый день, Мария!
Ваш вопрос: «Можно ли это как-то проработать самостоятельно, почитать какие-то книги на эту тему». Насколько я понимаю, Вы хотите перестать так много фантазировать, т.к. фантазии осложняют Вашу жизнь. В таком случае важно в первую очередь выяснить причину Вашего ухода в фантазии.
Склонность уходить в придуманный мир выступает для Вас как способ самозащиты. Если внешняя реальность не устраивает Вас, мир иллюзий служит способом удовлетворения потребностей. В своих мечтах Вы можете быть кем угодно и построить идеальный мир. Есть множество форм избегания реальности. Вы для себя выбрали мечты и фантазии. За этим кроются конфликты во внешнем мире, которые Вы пытаетесь не замечать или заглушить посредством фантазирования. Ваши слова: «Как только в семье начинаются конфликты, я ухожу в фантазии». Получается, что для Вас мечты – это способ реагирования на стресс. Таким образом Вы с ним справляетесь. В Вашем случае было бы важно найти другие способы для снятия стресса и напряжения. Т.е. обучиться новым навыкам совладения с трудностями. По всей видимости когда-то Вы эти навыки не смогли в себе развить, поэтому действуете и во взрослом возрасте по привычной схеме. Ваши слова: «Родители развелись, когда мне было 7 лет, мной особо никто не занимался, друзей всегда было мало, мне не хватало общения, примерно с этого возраста я помню вымышленных друзей, ситуации». Для ребенка уход в фантазии – это тоже одна из форм переработки конфликтных ситуаций. Однако с возрастом мы приобретаем другие способы борьбы со стрессом. Во многом этому способствует активное участие в социальной жизни, которая бросает различные вызовы. Учитывая то, что Вам не хватало общения, возможностей для выработки способов решения межличностных конфликтов тоже почти не было. По этой причине Вы и сейчас после ссор в семье предпочитаете фантазии. Это ваш привычный и знакомый метод борьбы с трудностями.
Важно понять, что именно не устраивает Вас в жизни. Т.е. какие потребности остаются неудовлетворенными. Когда Вы осознаете это, точно будете знать от чего именно защищают Вас чрезмерные фантазии. Например, Вы написали: «Когда я работала у меня не было так много времени на такие вещи». На работе Вы участвовали активнее в социальной жизни. Также работа подразумевала какие-то задачи, которые нужно было решать. Не исключено, что несмотря на трудности с определением целей в жизни, более активная жизнь приносит Вам больше удовольствия. Вы, например, уточняете: «Мне попросту скучно так жить». Т.е. на данный момент Вас очевидно не устраивает темп жизни. Значит нужно это менять, и потребность в фантазировании снизится. Сейчас у Вас много рутины. Конечно, мечты ярче и интереснее, чем однообразие.
При этом Вы можете использовать свои фантазии для понимания того, что Вам хочется от жизни. Для этого достаточно проанализировать их содержание. Может быть Вы представляете себя в другом внешнем облике, которым все восхищаются? В этом случае Вам может не хватать внимания.
Также я вижу трудность в том, что Вы не определились в жизни. Не знаете точно, что Вам нужно и что может быть интересно. Конечно, Ваша энергия будет снижена и ничего не захочется, если никаких целей нет. Здесь важно понять слушали ли Вы когда-нибудь себя? Слышали ли свои желания, или жизнь складывалась по принципу: как все идет, так и идет. Есть психологический тест на определение жизненных ценностей. Можете его найти в интернете. Название: «Тест ценностных ориентаций». Его результаты помогают узнать какие основные ценности есть у человека. Именно это и есть Ваши жизненные приоритеты.
Давайте подведем итоги о том, что Вы можете сделать для изменения ситуации.
1. Самое главное. Вам важно понять для себя, какие переживания Вы пытаетесь не замечать, уходя в фантазирование. Сейчас очевидно, что Ваша жизнь не соответствует Вашим представлениям о том, как это должно быть. Вы пытаетесь это не осознавать, говоря, что целей особо нет. Тем не менее, активные мечты, в которые Вы уходите, утверждают обратное, являясь защитой от внешнего мира. Если это конфликты в семье, важно стараться их обговаривать и находить компромиссы, т.е. предпринимать более активные действия для решения.
2. Можно приобретать новые способы борьбы со стрессом. На мой взгляд для этого было бы полезно снова включиться в социальную жизнь. Чем больше людей будет вокруг Вас, тем больше будет необходимость находить к ним подход и новые способы реагирования. Тем более Вы уточняете, что на данный момент Вам скучно. Важно разнообразить обстановку.
3. Чтобы конкретнее определиться со своими предпочтениями, могу рекомендовать психологические тесты по определению жизненных ценностей.
4. В том случае, если эти способы окажутся для Вас не эффективными, или Вы осознаете, что не можете справиться самостоятельно, можете обратиться за очной консультацией к психологу. В процессе работы со специалистом, Вы научитесь другим способам переработки конфликтных ситуацией и сможете лучше себя слышать, определяя собственные приоритеты и цели.
Надеюсь, могу рекомендации помогут Вам решить ситуацию. В случае необходимости, буду рада оказать Вам помощь и продолжить консультации.
С уважением, Любовь.