Испытываю то апатию, то бурную радость.

Вопрос психологу:
Добрый день. В последние 3 года я нахожусь в депрессии и апатии. Время от времени, если я испытаю сильную эмоцию или проведу бессонную ночь, мое состояние меняется на совершенно противоположное. В этом случае меня переполняет бешеная энергия, я могу свернуть горы, испытываю радость и восторг. Но это временное состояние, оно может длится день или неделю, и в конце концов затухает, как будто бы топливо которое питает меня - кончается. В дальнейшем буду называть такое состояние – «прилив».
Как я пришел к этому.
В 5 классе школы я начал становится изгоем. Меня доставал один хулиган и ни разу я не смог дать ему сдачи. Меня до сих пор злит тот факт, что я не смог ему ответить. В дальнейшем я все более отдалялся от других людей, даже от родителей. Также были проблемы с родителями – они стали чаще ругаться. Отец начал выпивать, закатывать скандалы. Уважение к нему очень сильно упало. Я даже начал про себя называть его козлом. При этом я все равно его слушался потому что боялся. У меня даже не было мыслей перечить ему. Мой брат даже как то собрал вещи и ушел потому что отец его унижал (у нас с ним разные отцы).
В техникуме все началось заново. Появились друзья, уже не так было страшно заводить новые связи. На 4 курсе техникума отец ушел из семьи. После этого я почувствовал облегчение. Однако на маму это подействовало гораздо сильнее чем на меня. Пришлось даже обращаться к психологу. Я потом успокоился и даже перестал злится на него, мне было абсолютно все равно, что странно, ведь причин было предостаточно. Мама искала поддержки у меня, и, боюсь, я не смог дать то что ей было нужно.
После техникума мама помогла мне устроится на работу. Параллельно я учился на заочном отделении университета. До второго курса все шло нормально, а потом работать стало скучнее, по учебе начались долги. Примерно с этого момента мне наскучили все мои привычные развлечения: компьютерные игры, кино, даже книги. Для того чтобы сделать уроки приходилось прилагать невероятные усилия. Мотивации что либо делать просто не было.
Мое состояние и ощущения.
Обычно я сплю 5-6 часов в день, и вроде бы мне хватает. В субботу пытаюсь выспаться, но заряда бодрости это не дает. Весь день хожу полусонный, откладываю дела до последнего. В воскресенье, под вечер, наступает желание что либо делать. В остальном также как и в субботу. Выходные я провожу пытаясь забить время играми, фильмами, комиксами – чтобы не думать и не анализировать свое состояние. Уроки пытаюсь делать, но стоит лишь на 10 минут отвлечься – доделать уже не смогу. Довольно часто я испытываю страшный гнев, срываюсь на родных, на окружающих. Если в этот момент под горячую руку попадет собака - я могу поколотить ее. Я очень боюсь того что стану похожим на своего отца. Он по меньшей мере три раза срывался на маме, не до синяков и крови, но мог отвесить пощечину. Как то раз он сломал в приступе ревности ее гитару(для нее это была не просто гитара а память о счастливых студенческих временах).
Почему это все происходит.
Возможно в какой то момент я осознал что все что я делал в свое жизни (учеба, работа) я делал не сам или не по своей воле. Отец никогда не спрашивал хочу ли я что нибудь делать. Практически все он заставлял меня делать под давлением с его стороны, и как только это давление ослабло – мотивация пропала.
Прилив может происходить потому что сильная эмоция прорывает что то вроде щита которым я прикрываюсь от мира, и тогда это влечет за собой все остальное. Как прорыв плотины. Не знаю прав я или нет
Некоторое улучшение
Примерно через два с половиной года подобного существования, во время одного прилива, я вдруг решил пойти на танцевальный кружок. С этого момента ,мне кажется, приливы стали чаще, и в целом с людьми я стал сходится гораздо лучше чем раньше.
В общем я хотел бы зафиксировать прилив как нормальное состояние и избавиться от гнева. Каким способом этого можно добиться?
Автор вопроса: Григорий Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Мелеш Виталий Александрович.
Здравствуйте, Григорий.
«…В общем я хотел бы зафиксировать прилив как нормальное состояние и избавиться от гнева. Каким способом этого можно добиться?..» - Ваш вопрос психологу.
Григорий, Вы довольно обстоятельно описали свое состояние, разложив все по пунктам, с предположением причин. Отлично. Вы молодец.
Каждый взрослый человек отличается от ребенка прежде всего тем, что отвечает за свою жизнь сам, то есть за свои поступки, слова, мысли и даже за чувства. У каждого человека есть своя история и все люди родом из детства, у одних детство радостное, изобильное в окружении добрых, умных, любящих родителей, у других – голодное, одинокое, в постоянной борьбе за выживание. Став взрослым, каждый человек может построить жизнь по своему разумению, исходя из способностей. Главное понимать, что каждый человека достоит быть счастливым ( понятие « счастье» сугубо индивидуально и что делает одного счастливым может быть трагедией для другого). Существует понятие «Я» и « Образ-Я». «Я» - это Ваша природа, суть, стержень, он уникален, идеален и неповторим ( как известно, нет на земле абсолютно идентичных людей). «Образ –Я» - это то, из чего человек «сделан», то его представление о самом себе и оно является отражением окружающей среды. Человек формирует свой «Образ-Я» самостоятельно , при одних и тех же условиях, например, в семье хулигана-отца, дети вырастают с разным « Образом-Я», один при давлении становится замкнутым, грустным, пассивным, слабым и тд, другой делать все вопреки, становится крепким, бодрым, активным, несмотря на унижение, угнетение, давление и тд,такой человек только укрепляет свою волю в трудных ситуациях. Рекомендую прочитать книгу В.Франкла «Скажи жизни – «ДА»».
По поводу «приливов». Представьте море, обязательно после прилива следует отлив и затем опять прилив, это цикл и он закономерен, ибо если бы были только приливы, то произошел еще один Всемирный потоп. Так же и в жизни человека: хорошо-плохо, весело-грустно, энергично- спокойно и тд. Опасны крайности, Вы же знаете закон физики «Сила действия равна силе противодействия», то есть чем выше Ваше возбуждение, тем глубже Вы опускаетесь в апатию ( мягко говоря).
Что делать? Чрезвычайно трудно контролировать свои эмоции или как Вы называете « приливы» и как следствие «отливы», поэтому я не рекомендую Вам держать себя в руках, быть сильным, воспитывать силу воли ( все это добрые и конструктивные рекомендации, но исполнять их чрезвычайно тяжело), поэтому я напишу Вам два самых главных правила, которые помогают человеку жить в гармонии со своим состоянием:
1) Помните, что Вы достойны всего самого прекрасного, просто потому, что Вы человек.
2) Обстоятельства не могут сломить душу человека, то есть его естество и человек всегда сам решает, как ему реагировать на любые ситуации, которые с ним происходят.
Вы можете озлобиться и сокрушать все на своем пути, всех ненавидеть и себя в том числе или можете стать добряком и делать дела милосердия, делясь своей улыбкой. Попробуйте с малого: уступите место в транспорте, подайте руку женщине , помогите донести сумку, будьте милостивы и терпимы и сил у Вас будет прибывать, когда Человек, которому Вы оказали помощь улыбнется и поблагодарит. Поверьте, что добрых людей гораздо больше, чем злодеев. ( Будьте готовы к тому, что не все люди благодарны и нужно научиться быть милосердным не для «спасибо» , а за «просто так».
Преодолевать лень крайне сложно. Собственно, что-то преодолевать всегда трудно. Альпинисты ничего не преодолевают, они просто идут вперед, хотя и трудно, и опасно, и больно порой, зато когда они достигают свою вершину, они испытывают восторг от совершенного ими действия. Посмотрите новый фильм «Территория». Очень вдохновляющий фильм о людях, которые делают свое дело.
Учитесь, стремитесь, дерзайте. Прятаться от проблем под подушку легче, конечно, чем ставить перед собой цели и достигать их, но без целей человеческая жизнь примитивна и сводится только к перевариванию пищи. Это факт. Удачи и всех благ.