Мне мешает присутствие других людей. Меня это напрягает.

Вопрос психологу:
Дело в том, что мне мешает присутствие других людей. Не могу заниматься учебой в присутствии кого-то, постоянно нахожусь в напряжении и не могу сосредоточиться. Даже закрыться в другой комнате - не вариант, все равно я чувствую присутствие другого человека в квартире или доме и это мне мешает.
Все остальное делать я могу, но все равно мне гораздо спокойнее принимать душ, готовить, мыть посуду или пол, собираться куда-либо т.д., когда в квартире совсем никого нет.
Это касается всех людей, кроме ребенка, он мне не мешает даже если носится по комнате. Может быть, потому что он не станет влезать в то, что я делаю и не станет осуждать или комментировать, он даже не понимает, что я делаю и думает раз мама делает это, значит так надо.
Кроме того, я не могу выносить, когда люди смотрят что я делаю, например, выхожу курить на улицу - соседи смотрят, вешаю белье - тоже смотрят, от этого некомфортно. Поэтому нормально чувствую себя только ночью или когда меня совсем никто не видит, например, жить в многоэтажке на 6 этаже с балконом на проезжую часть, чтобы гуляющие во дворе соседи не могли видеть меня на балконе.
К незнакомым людям это относится гораздо меньше, но все - таки я раздражаюсь, если вижу большое количество людей в маршрутке или очередь в банке, думаю, и куда их всех прет, как надоели, опять стоят (в маршрутке) или ждать целый час (в банке).
Никогда не понимала, как можно еще и жить с кем-то в одной комнате, в квартире еще понятно, если дверь закрывается, а в комнате - это ведь постоянно на виду.
В общем, если мне приходится жить на одной площади более чем 3 месяца, у меня начинается нервный срыв. Я становлюсь злая, раздражительная, периодически бывают приступы спрятаться, куда-то закрыться, чтобы хоть какое-то время побыть одной. И все мысли только о том, чтобы побыть одной, с такими мыслями я просыпаюсь, проживаю день и ложусь спать. И на другой день все то же самое.
Иногда прогулка помогает, хотя на улице тоже люди, но они хотя бы проходят мимо и им нет до меня дела.
С едой в ресторане особых проблем не возникает, только если на меня смотрит кто-то кто меня знает.
Иногда бывают трудности с выходом на улицу, если там много соседей.
Так что в магазин хожу нередко ночью.
Трудности эти пропадают, когда в жизни случается что то очень хорошее или очень плохое, тогда я могу какое-то время совсем не обращать на людей внимания.
Что делать?
Автор вопроса: анастасия Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Анастасия!
Описанная Вами ситуация напоминает фобию. Фобия –это безотчетная боязнь определенных ситуаций, животных событий. В Вашем случае, боязнь скопления людей и ощущения, что за Вами все наблюдают. Это приводит к ощущению незащищенности, вызывает ощущение опасности которая может исходить от окружающих. Такая реакция не позволяет делать обычные вещи, такие как Вы описываете – вешать белье, ходить по магазинам, принимать пищу в общественном месте. Со временем фобия только усиливается, вовлекая все больше условий невозможности принять что-либо. Пока Вы еще можете кое-что делать в минуты повышенной эмоциональной реакции или в присутствии незнакомых людей, но со временем даже это может стать для Вас проблемой.
Чтобы разобраться с такой реакцией необходимо обратиться за помощью с специалистам. По Вашему выбору это может быть или психолог, или психотерапевт, или даже врач-психиатр. Только с такой проблемой обязательно нужно разбираться.
Причин, которые ведут к подобной реакции, может быть много, начиная от каких-либо не пережитых и непонятых реакций на собственных родителей, и заканчивая банальным страхом конкретно вызванном определенной жизненной ситуацией. Иногда даже вспомнить травмирующее впечатление или ситуацию представляется сложным, а связать сегодняшнюю реакцию на людей с такой ситуацией и подавно представляется невозможным. Поэтому аналитическая работа под руководством специалиста поможет Вам восстановить события Вашей юности и детства и установить причину, ставшую спусковым крючком для данного поведения.
Если над этой проблемой не работать, то может случиться так, что даже Ваш собственный ребенок будет вызывать у Вас подобные реакции, он ведь растет и становится более сообразительным и разумным. А Вы со временем можете начать реагировать на него с большей агрессией. А он не сможет понять почему.
Помимо неудобств, которые такая реакция на людей создает в обычной жизни, могут начаться проблемы в отношениях с близкими и дорогими Вам людьми. Не каждый готов принять такую реакцию с пониманием и терпением. Поэтому, на мой взгляд, Вам просто необходимо начать заниматься собой! Причем начать это делать как можно быстрее.
Особенности фобий вообще и социопатических (проявляемых в обществе и контактах с ним) в частности в том, что они прогрессируют иногда с очень большой скоростью.
Если Вы задумаетесь, то наверняка установите самостоятельно, что раньше для Вас не был так широк круг ограничений при нахождении в социуме. Об этом может свидетельствовать даже то, что у Вас есть ребенок. А со временем Вы стали даже вынуждены ходить в магазины ночью. Не удивлюсь, если в Вашей жизни появились трудности в общении с отцом Вашего ребенка, если конечно их не было изначально, а также трудности в общении с подругами (вплоть до полного отказа от общения с ними) и родителями (вплоть до общения только по телефону)!
Нужно остановить этот «снежный ком», под которым может быть погребена вся Ваша жизнь! Сделайте это в первую очередь для себя! И Вы поймете, что не все внимание окружающих направлено только на Вас. А сами сможете больше выходить в социум и знакомить с ним Вашего ребенка, потому что ограничить для него мир только пространством, в котором Вам комфортно, значит лишить его возможности узнать этот мир и научиться строить с ним отношения, основанные не на страхе, который Вы будете транслировать ему, а на доверии, которое он заслуживает.
Удачи Вам и смелости в желании изменить жизнь свою и близких Вам людей к лучшему!
С уважением, Елена Гладкова