Дрожь во время выступления или общения.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 20 лет, сейчас учусь в университете. С детства мучила дрожь в руках. Впервые это заметила преподавательница по фортепиано, но тогда можно было списать все на волнение или страх ошибиться. Позже сменила школу и одноклассники частенько указывали на то, что у меня дрожат руки. Мне становилось стыдно и я сразу же отвечала, что это нормально, что они всегда дрожат и торопилась сменить тему. Сама я этого никогда не замечала. В старшей школе пошла на занятия рисованием, в небольшой комнатушке с преподавателем занимались только я и еще одна девушка. На первом занятии мы занимались тренировкой штриховки, для этого взяли фломастеры и стали чертить прямые линии. До сих пор помню этот звук дрожащего по бумаге фломастера. Было очень стыдно, хотя и пыталась себя успокоить, ведь разумом-то я понимала, что ничего страшного не происходит. Придя домой, я успокоилась и на следующий день провела эксперимент: выполнила то же самое задание у себя в комнате, и все получилось просто идеально - никакой дрожи. Тогда я стала обращать внимание, что дома, когда нет никого постороннего мои руки не дрожат. С друзьями, с которыми я давно знакома тоже, хотя по началу я помню, как и в их присутствии это происходило. Сейчас я на втором курсе университета, после двух лет учебы я сменила специальность и вот уже месяц занимаюсь в новой группе. Специальность - "переводческое дело". Практически на каждом уроке приходится выступать с презентациями и речами, в основном на английском языке, так что в эти моменты у меня очень сильно начинают дрожать руки, и дрожь эта не мелкая, также заметила, что и коленки в этот момент дрожат тоже, из-за этого все заготовленные фразы вылетают из головы и приходится говорить первое, что приходит в голову, что далеко не так хорошо как то, что я подготовила заранее. Думать в такие моменты тоже очень трудно. Хочется поскорее закончить и сесть на свое место. Самое ужасное - это то, что я слышу как одногруппницы посмеиваются над этой моей особенностью или говорят успокоиться. Но проблема в том, что я спокойна, я себя не накручиваю перед тем, как выйти. Я уверена в своем ответе и знаниях, я знаю, что смогу за себя постоять и за свой ответ. Я знаю, что мне нечего бояться, но тем не менее как только я оказываюсь перед одногруппниками или учителем, меня бьет крупной дрожью. Эта проблема очень сильно мешает мне жить. Есть ли способ от этого избавиться?
Автор вопроса: Алина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте, Алина!
Внутреннее волнение перед выступлением перед незнакомыми людьми есть у каждого человека. Оно говорит о том, что нам не безразлично то, что мы делаем и какое впечатление мы производим. Это нормально. Главное, чтобы это внутреннее волнение не выходило за рамки, когда оно мешает нам осуществлять какую-то деятельность (рисовать, выступать с докладом, быть эффективным переводчиком).
В Вашем случае, Алина, волнение, внутренний страх вызывают дрожь в руках, заметную окружающим, и это начинает мешать Вам. Это можно изменить. Еще раз обращу Ваше внимание, что можно и полезно убрать чрезмерное волнение, но волнение совсем мы убрать не сможем, да это и не нужно делать ( мы - люди, а не работы. Эмоции показывают нам, что что-то в жизни нам не безразлично, что мы занимаемся тем, что для нас значимо, что мы живем).
Психология предлагает несколько способов работы с Вашей проблемой (Вы можете попробовать воспользоваться ими самостоятельно или вместе с психологом). Первое направление - направлено на изменение непосредственно поведения человека (дрожи при общении с незнакомыми людьми, выступлениях). Например, Вы можете начать с того, чтобы дома "репетировать" выступления. представляя, что в комнате сидит 1 незнакомый Вам человек. Если дрожь в руках начинает появляться, делайте все, что помогает Вам расслабиться (поставьте приятную музыку, завернитесь в любимый плед, можно спрятать в кулаке любой талисман (подаренный близкими кулон или камешек, найденный на берегу во время отдыха). Ваша задача найти способ расслабить себя и снять лишнее волнение и напряжение. Если это получилось, начинайте представлять, что в комнате уже 2 незнакомых Вам человека и снова читайте текст выступления. Если дрожь появилась, опять используйте все способы для расслабления во время выступления. Постепенно количество незнакомцев, которых Вы представляете, нужно увеличивать. Так постепенно Вы научите свой организм давать адекватную реакцию на присутствие незнакомых людей. Не думайте, что представление - это фикция, не имеющая силы. Многочисленные психологические эксперименты показали, что представления, например, физических действий помогают лучше выполнить их в последствии и заставляют мышцы сокращаться, меняя их тонус.
Второе направление работы - это работа не столько с самим поведенческим синдромом (дрожью), сколько с человеком в целом. Вам важно вспомнить, когда и при каких обстоятельствах дрожь появилась впервые, сколько Вам было лет, что происходило в Вашей жизни в тот момент. Разобраться какие чувства Вы испытываете сейчас, стоя перед аудиторией, о чем думаете. Возможно, за дрожью будет стоять желание всегда быть на высоте, ни в чем не ошибиться, всем нравиться, производить только хорошее впечатление (часто это встречается у отличников). Тогда стоит поработать с тем, реально ли это, да и нужно ли это Вам. Живете ли Вы при этом искренне, так, как видите и чувствуете сами или больше ориентируетесь на окружающих и вместо того, чтобы жить пытаетесь им понравиться. Но причины дрожи могут и совсем другие, к сожалению, по одному письму я не могу определить их однозначно.
Пишите, если будут вопросы. Обязательно на них ответим.