Не знаю, что делать в таких ситуациях.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
У меня следующая ситуация: я шла вечером домой часов в 8, шла от остановки к своему дому. Нужно было пройти двор. В этом дворе четверо незнакомых мне мальчишек лет 11-ти начали кидать в меня снежками (по факту это льдышки скорее были из-за погоды). Я сначала не обратила внимания. Они кидали также в машины, что у тех сигнализации срабатывали. Люди были на улице, но видимо никому не было дело до чужих машин. Я шла к своему двору и они продолжали в меня кидать. Я остановилась и серьезным голосом спросила, где они живут. Я подумала, что такое должно их немного напугать и остановить. На что они начали дерзко отвечать "улица Пушкина дом коротушкина" и тд. Я развернулась чтобы пойти дальше, краем глаза видя, что они следуют за мной и продолжают кидать в меня, попадали в ноги. Я зашла за угол в магазин, купила домой продукты. И когда выходила из магазина, то получила льдышкой в голову. Тот, кто это сделал, тут же убежал. Двое остались, не успели убежать, были как в ступоре. Я сказала "ну ка подойдите сюда и стойте здесь, я сейчас полицию буду вызывать". И достала телефон. Они начали говорить, что это не они сделали и вообще они идут домой сейчас, а сделал это другой мальчик, который убежал. Я стала говорить, что у моих родителей знакомые в полиции, что отделение полиции находится в нескольких кварталах отсюда, сфотографировала мальчишек этих (лицо они сначала закрывали шапками, но я сказала им открыть серьезным тоном) и взяла их номера телефонов (номера проверила, перезвонив им тут же). Один из них предложил дать номер папы мальчика, который в меня кинул и убежал. Сказал, что тот очень боится своего папы. Также я взяла у него номер этого мальчика - он ему несколько раз звонил и спрашивал где они и что с ними, пока мы стояли. Я взяла у него телефон, когда звонил тот который кинул в меня, он по телефону продолжал веселым голосом говорить мне дерзости и материться, "Все вы в ФСБ работаете, конечно, бла бла бла". Я трубку положила. Я спросила у стоявших двух мальчишек со мной, есть ли у них сестры. Сказала им - представьте, что на моем месте была бы ваша сестра или мама. Сказала, что если ещё раз увижу, что кто то из них кидается в меня или в кого то ещё, то точно они будут иметь дело с полицией - телефоны и фото есть. Они стояли провинившиеся и запуганные. И я ушла.
Мой вопрос: как себя вести в таких ситуациях? Я это спрашиваю, потому что я растеряна и немного напугана от того, что для них это было просто прикольно и они не понимали, что делают. Я вообще с такой дикостью впервые сталкиваюсь. Сейчас пишу и думаю, что стоило у тех двоих забрать телефоны и идти с ними к родителям. Но я настолько оторопела от происходящего и хотела спокойно вечер провести, что решила просто уйти в итоге. Спасибо!
Автор вопроса: Мария Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Прохорова Екатерина Викторовна.
Мария, здравствуйте.
Вы поступили вполне логично и правильно в данной ситуации. Поговорили с ребятами достаточно серьезно и строго. Я предполагаю, что они вынесли из Вашего разговора урок.
Дело в том, что в этом возрасте в организме ребёнка начинаются существенные физиологические и психологические изменения. Это период самоутверждения , и проходит он у всех по-разному. Упрямство, настаивание на своём, пусть даже ошибочном мнении, совершение поступков, прямо противоположных требованиям взрослого - всё это имеет один смысл: ощутить собственное существование, испытать собственную независимость, познать свои возможности, их силу и пределы, утвердить своё жизненное авторство - субъективность.
Мария, Вы правильно сделали, что не пошли к родителям мальчиков, потому как это вызвало бы еще большую агрессию, направленную на внешний мир. Умение взрослых прощать и забывать очень важно для детей особенно этого возраста. Развитие - это драма, и наша задача, задача взрослых, не усугублять эту драму, а помочь пережить с наименьшими травмами для психики.