Как помочь подруге выбраться из депрессии?

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Наталья, и меня очень беспокоит моя подруга. Дружим много лет, еще со школы. Знаем друг про друга все. Она несколько лет назад переехала в другой город. У нее двое детей (старшему 20, младшему 11), недавно развелась с мужем (у него своя жизнь, сыну младшему помогать не хочет). Все это время мы с ней общались. Она делилась своими переживаниями, ну то есть у человека все было так скажем не совсем отлично, но по крайней мере хорошо. Теперь она в апреле потеряла работу (как мы понимаем подставила подруга по работе, нам она вообще ничего не сказала, мы узнали случайно) и вот уже несколько месяцев не может найти новую. Перестала выходить на связь, общаться с нами (есть еще подруга здесь же в нашем городе). В июле мы пытались ее расшевелить нашими звонками. Она некоторое время не брала трубку, потом все таки ответила. Сказала что все хорошо. Ищет работу. Голос был достаточно оживленный. Поэтому мы немного успокоились. После этого она опять пропала. Теперь же она находится в депрессии постоянно. Из дома никуда не выходит, ни с кем не общается, работу не ищет, на наши телефонные звонки она не отвечает вообще, в социальных сетях не появляется. Поговорить возможности нет. Она может только написать СМС (в ответ на наши звонки, сама не пишет) по поводу того, что ей сейчас очень тяжело и ни с кем общаться она не хочет, но как только будет чуть легче она сама позвонит. Получается, что она замкнулась на своей проблеме, что все плохо, что никто ей не поможет и никому она не нужна. Но как мы можем помочь, если она даже трубку не берет. Рядом с ней (в одном городе) находится ее тетя, которая просто отчаялась ей помочь, говорит, что с ней она тоже общаться не хочет. Сын старший уже тоже на все это рукой махнул. От них мы и узнаем хоть какие-то новости. Она ничем не увлекается, человека любимого тоже нет, хотя были в свое время разговоры о том, чтобы познакомиться с кем-то. После развода с мужем встречалась с молодым человеком, оказался женатый, долго отвыкала от него, после этого никого не подпускает, чтобы не страдать. Сложность в том, что мы живем в разных городах (были бы рядом, давно бы уже приехали). Как попытаться помочь ей на расстоянии?
Автор вопроса: Наталья Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Богуцкая Олеся Анатольевна.
Наталья, здравствуйте.
Очень сложный вопрос тем, что от ответ на него страшный – никак. И это суть факта: человеку, который не хочет помощи никак помочь нельзя. Это как раз та оборотная сторона нашей свободы воли и свободы выбора. Это наше благословение и….наше проклятие. Особенно в таких вот ситуациях. Самое сложное чего-то захотеть, когда ничего не хочется. И как было бы здорово, если бы кто-то мог это захотеть за нас. Но так, к сожалению, не бывает. И мне очень жаль, Вашу подругу. Но так все устроено по определенным причинам.
Все, что вообще можно сделать в такой ситуации для человека – быть рядом. Оказывать всевозможную поддержку. Не отворачиваться. Не сдаваться и верить. И давать понять человеку, что есть кто-то рядом, кто в любой момент готов прийти на помощь! Только дай понять, что ты хочешь помощи…только скажи, что готов ее принять!
Что же можете сделать Вы на расстоянии? Я задам другой вопрос – а чтобы Вы сделали после того, как зашли бы к ней в комнату (даже если бы Вам удалось это сделать)? Что бы Вы сказали дальше? Единственное, куда можно вести, если она покажет первые признаки заинтересованности во внешнем мире – это профессиональная помощь хорошего психотерапевта. Долгосрочная квалифицированная помощь! Возможно, с применением медикаментозного лечения.
Чтобы снизить свою собственную фрустрацию, Наталья, осознайте какая часть Вашего стремления помочь обусловлена заботой о подруге, а какая часть служит тому, чтобы «очистить совесть» и что бы ни произошло, иметь полное право сказать с легким сердцем «я сделала все, что могла». Это совершенно нормальные составляющие любого человеческого желания – удовлетворение своих потребностей. И очень важно честно побеседовать с самой собой об этом. Если Вы отдадите себе в этом отчет – Вам станет легче.
С пожеланиями Вашей подруге скорейшего выздоровления. И Вам – моральных сил пройти через это!