Умственная отсталость или норма?

Вопрос психологу:
Основная цель вопроса - узнать к какому специалисту идти, что бы провериться и стоит ли вообще.
Осознал, что я... Тупой. Что-то на грани с "дебилизмом", не оскорблением, а психиатрический расстройством.
С одной стороны - были отличные оценки в школе, университете (поначалу, а к концу я и там и там скатился), интеллектуальная работа - программист. Но...
За всю свою жизнь я не имел и не имею ни одной "своей" мысли. Все что я говорю и думаю - я где-то прочитал или услышал, нет ничего такого, что было бы именно моим. Я сказал хорошая учёба. А на самом деле - я легко схватываю алгоритм действий и легко его воспроизвожу, это помогало в учёбе и помогает в учёбе и работе. Но шаг влево - шаг вправо - раз, и я в ступоре, не зная что делать. Я не могу припомнить ни одного случая, когда я сам придумал какое-нибудь оригинальное решение проблемы - то что я могу это применить алгоритм действий, в крайнем случае, со скрипом компиляцию алгоритмов, но придумать свой.
Слушая, к примеру лекцию или чей-то доклад - я всё понимаю. Информация получена, большая часть сохранена в памяти. Но у меня не возникает никаких вопросов. Не могу начать или поддержать дискуссию. И всегда, кто-то другой задаёт вопрос - и я понимаю, что не до конца понял тему и это отличное дополнение.
Не имею своего мнения. Оно вроде и есть. Которое я могу и начать отстаивать. Но это не моё мнение. Это лишь пересказ чьих-то чужих мыслей, которые мне запомнились. Да и в большинстве случаев "моё мнение" оказывается противоположным мнению большинства. Сейчас припоминаю, что не раз было, что в двух разных компаниях я отстаивал диаметральные мнения по одинаковым вопросам, в зависимости от окружающих.
Часто забываю слова, с трудом запоминаю, что уже прочитал-посмотрел, не помню актеров, авторов, не могу воспроизвести смешно шутку-анекдот-историю, не помню ни одного текста песни - хотя это базовые навыки, которые умеют большинство окружающих.
Буду благодарен мнениям-советам. К кому обращаться? Психолог, психиатр, невролог? Кто может помочь научиться думать?
Автор вопроса: Николай Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Николай.
Ну, начнём с азбуки!))))) Простите, но я как-то не очень серьёзен, когда люди сами себе пытаются поставить диагноз, да ещё и оперируют терминами, значения которых они практически не знают.
Итак!
Умственная отсталость или олигофрения - не психиатрическое расстройство. Чаще всего это - патология развития. А вернее, следствие недоразвития головного мозга в том или ином виде.
Есть три степени умственной отсталости. И ,да, каждая из них - диагноз, и каждая имеет соответствующее название.
Первая степень - самая "сохранная" - дебильность. Это лёгкая (относительно, конечно) степень. Люди, имеющие такой диагноз, вполне обучаемы, нормально социализируются, но имею свои особенности, нюансы, признаки (видимые, а часто и не видимые глазу обычного человека). Это безусловно не норма. Но и до тяжкой патологии здесь далеко.
Иногда про таких можно услышать: Старательный, добрый, но совершенно не может концентрировать внимание и выше головы никогда не прыгнет.
Иногда - клинические дебилы настолько интегрированы в общество, что практически ничем не отличаются от людей без "диагноза". Они спокойно работают, спокойно и часто счастливо живут...
Иногда, дебильность "сопровождается" неприятными дополнениями в виде личностной неустойчивости, психо- и невропатий всякой выраженности и т.д. Эти люди - лёгкая добыча для зависимостей. Среди них много алкоголиков, наркоманов, игроманов и т.д. Они часто совершают преступления.
Это потому, что их психика весьма незрела, многие психологические новообразования появляются не в соответствии с законами развития. Скажем, из-за того, что дебильность (да и вообще, умственная отсталость) всегда сопровождается задержкой речевого развития, а речь - прекция всихической деятельности!
Но тогда, когда условия развития человека с диагнозом "умственная отсталость в степени дебильности" нормальны, благоприятны и социально устойчивы, то такие люди становятся полезными членами общества, адаптивными и активными.
Вторая, средняя, степень умственной отсталости - имбецильность.
Здесь посложнее. Всё то же самое, но в более серьёзном виде. Эти дети серьёзно отстают в развитии, имеют серьёзные отклонения, часто имеют специфическую внешность. Да, здесь патология может быть видна уже на чисто внешнем уровне.
Но! Время идёт. Многое меняется или транформируется, приобретает новые формы.
Скажем, где-то до середины 80-х годов 20-ого века считалось, что дети-имбецилы не поддаются обучению. Считалось, что верхом их "развития" можно было считать навыки самообслуживания и совсем элементарные знания об окружающем мире.
Но наука дефектология прогрессировала, время диктовало новые правила игры и для таких детей создавались учебные программы! Настоящие учебные программы. То есть, с середины 80-х прошлого века деток с таким диагнозом научились учить! Я сам принимал участие в создании ряда обучающих программ для имбецилов.
Связано это было с тем, что границы между, скажем выраженной дебильностью и имбецильностью практически стёрлись! Уже тогда на ребёнка сваливался такой поток информации, что хочешь-не хочешь, а развитие (по формальным признакам) стало более интенсивным и более разносторонним.
Имбецилы имеют более жёсткие границы для своего развития, гораздо меньший ресурс и гораздо большее число "сопутствующих" отклонений.
Наконец, третья, самая тяжкая степень олигофрении - идиотия. Но о ней я распространяться не буду. Ибо, это точно не о Вас)))))!
Я Вам попытался объяснить какие-то важные и очевидные вещи. Почему! Потому, что не стоит вот так, всуе, походя, касаться весьма трагичных и , увы, абсолютно непоправимых человеческих драм.
Нехорошо кого-то обзывать "дебилом". Нехорошо вот так, не особо сильно разбираясь в деталях, "присваивать" себе то, что ,к счастью, Вам не принадлежит!!!
Вы - нормальный человек, с нормальным развитием. Вы отлично владеете текстовым мышлением, о чём говорит Ваше достаточно длинное письмо и подробный рассказ. Вы обладаете критическим мышлением, что так же говорит о Вашем развитии. У Вас всё впорядке с лексикой. Вы - довольно грамотно (если не считать кое-каких ошибок) пишете. Вы - отлично пользуетесь сложными конструкциями при составлении предложений. И т.д.
Вы - точно не дебил.
А вот тупой Вы или нет... Вот тут нужно думать. Ибо что есть "тупой"???
Человек, который не обладает остротой восприятия? Человек, который не видит очевидного? Человек, которого 100 раз одинаково обманывали? Человек, который в 101-ый раз совершает одну и ту же ошибку? Человек, чей эмоциональный спектр равен эмоциональному спектру улитки? Человек, который получаетв школе тройки? И я могу уточнять до бесконечности!!!!
Что-то мне говорит, что до "тупого" Вам далеко.
Всё то, на что Вы жалуетесь, в принципе, вполне даже нормальные признаки:
- переутомления;
- длительно стресса;
- короткого, но сильного стресса;
- Вашей индивидуальности;
- проявлений Вашего темперамента и психотипа, что по сути и есть - индивидульность);
- не очень правильного стиля жизни (мало гуляете, много пьёте, не уделяете внимания спорту, мало читаете, не развиваетесь и т.д.)
- каких-то соматических заболеваний (скажем, астматический компонент, сосудистые заболевания, дистонии и т.д.);
- личностных психологических проблем;
- и многого-многого другого.
Вам бы надо в первую очередь полностью обследоваться у терапевта. Сделать всё, как полагается: анализ крови (несколько, включая раширенный биохимический), МРТ головного мозга, КТ головного мозга и УЗИ. Ну, это чтобы полностью успокоиться, относительно общего состояния здоровья.
Потом - к специалисту. Может быть, Вам просто посоветуют что-то весьма лёгкое и улучшиться память, укрепиться внимание и Вы взбодритесь.
Параллельно с этим придётся поработать с устойчивыми комплексами. Это я о том, что Вы описали в письме: "Не могу заставить себя вставить слово, не имею своего мнения ..." и т.д.
И вот здесь - я Вам помогу! Но это после того, как обследуетесь и убедитесь , что Вы - абсолютно нормальный человек, просто испытывающий трудности в некоторых аспектах социальной жизни.
Для начала, почаще начинайте свои высказывания со слова Я! На самом деле, такой простой приём помогает быстро изменить характер мышления - человек привыкает к роли "субъекта"!
Это важно для формирования правильной самооценки.
Николай! Сейчас главное - делать! И я Вам кое-что разъяснил и предложил тот алгоритм, который относительно спокойно поможет Вам перейти от пассивного самоощущения к активному и действенному. Удачи. Всё будет ОК! А. Журавлёв.