Угнетенное состояние.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток! Мне 18 лет.
Начну с того, что весной этого года ко мне пришел небывалый прилив сил: в выходные, после учебы, я могла взять и поехать гулять по Москве (в одиночестве, если это имеет значение), сорваться на какое-нибудь мероприятие, на концерты. Предвкушала счастье от скорого наступления летних каникул - ведь сколько свободного времени! И вот в июне стало все меняться, приближались экзамены, но я особо не испытывала волнения по их поводу (учусь хорошо). Последний экзамен совпал по числу одного из долгожданных концертов. Сдав его на отлично, я вечером отправилась на мероприятие. При этом я чувствовала одновременно и приятное волнение, и совершенное безразличие ко всему. Но по дороге я отгоняла от себя то чувство. Концерт был прекрасным, но почему-то я все равно не испытывала заглушающих сознание эмоций. Далее начались каникулы. Я съездила в три небольших (одно/двухдневных) поездок с мамой, посетила несколько концертов, один раз встретилась с подругой из колледжа. В основном я проводила время в одиночестве, что для меня привычно: рисовала, слушала музыку и снова рисовала. Наконец, в какой-то момент я вспомнила сколько всего я хотела посетить! Из всего списка я буквально заставила себя пойти на 2 выставки за все лето. От каникул удовлетворения я не получила, все тело тяжелое, будто я ни разу не прилегла, сильное чувство перегруженности. Началась учеба. Что было странно, так это то, что за три первых недели я не испытывала сложности проснуться рано утром и ехать учиться, хотя за лето я сильно сбила режим, который и до этого не очень-то соблюдался. С каждым днем нарастало напряжение, апатия. Никуда из дома не хотелось выходить, выходные - дома. И вот 28 сентября у меня началась паническая атака (головокружение, полуобморочное состояние, кидает в жар, подташнивало) в ожидании автобуса, такое бывало и раньше, но от духоты, а тут просто так. Я решила не ехать в колледж и пошла домой. Дома померили давление - 90/80. Затем несколько дней подряд меня мучило головокружение и небольшая температура (37,4), и 1 октября я обратилась к терапевту. Она выписала антибиотики, витамины. Витамины я бросила пить, т.к. от них стал портиться желудок. Анализы были все в норме и мне снова сказали, что у меня "ярко выраженная ВСД" и отпустили домой. За весь месяц моя вялость только усугубилась. Меньше поводов для радости, а если они есть, то у меня просто нет сил даже выслушать кого-то. Стала более раздражительной, не могу уже дослушать до конца чей-то ответ или вопрос, я просто перестаю в какой-то момент слушать. Не хочется слушать музыку, смотреть кино, открывать занавески, еда вся надоела, ем просто, чтобы дальше тянуть свою жизнь. На учебе тоже нет сил сидеть, ощущение, что спина меня не держит. Иногда когда я возвращаюсь домой, я даже не хочу выходить из автобуса, потому что нет желания двигаться, нет желания стоять на переходе, доставать ключи, ждать лифта, включать чайник, разогревать еду, мыть руки, голову. Ничего не хочется. Эта неделя выдалась еще более мерзкой. Во вторник у меня появилось ощущение, что мне не хватает воздуха, будто придушивает. Вплоть до вчерашнего дня я мучилась, думая, что скоро мне конец. Пила и корвалол, и валерьяну, и даже противоаллергенное, и вот сегодня немного лучше. Мне все время кажется, что на следующий день будет что-то еще более худшее, чем сегодня. Допустим, я каждый раз когда иду по лестнице на мосту (а это почти каждый день), всегда думаю о том, что однажды я забудусь и оступлюсь и упаду с лестницы, все лицо будет изуродовано, а может я стану инвалидом, и тогда смысла жить уже точно не будет. Или на перекрестке, где я тоже ежедневно прохожу, нет светофоров и машины сами пропускают людей. И мне всегда приходит мысль, что именно когда я прохожу, водитель нажмет на газ. Я не знаю, можно ли как-то выйти из этого замкнутого круга неприятных мыслей и ощущений? Испытываю бесконечную усталость.
Автор вопроса: Ксения Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Ксения!
На первый взгляд по Вашему описанию похоже на ВСД, осеннюю депрессию. Но в тоже время думается, что причина вероятно много глубже. Вы отмечаете, что какое-то необычное состояние у Вас было перед и после концерта летом. Вероятно, Вы услышали и увидели то, что ассоциативно могло вызвать в подсознании ощущение безысходности и грусти. Перестали полностью захватывать эмоции от впечатлений: это взросление, опять же постепенное осознание того, что беззаботность заканчивается. Очень тяжело даётся иногда этот переход к взрослости, ответственности за свои поступки, жизнь. Вы боитесь сделать что-то не так, страх умереть, может быть отражением страха жить! Вы пишите: «При этом я чувствовала одновременно и приятное волнение, и совершенное безразличие ко всему. Но по дороге я отгоняла от себя то чувство. Концерт был прекрасным, но почему-то я все равно не испытывала заглушающих сознание эмоций».
Возникает вопрос: может Вы почувствовали какую-то дисгармонию в себе из-за того, что на сцене происходило что-то не конгруэнтное Вашим внутренним представлениям?
Если выясните что это, то вероятно поймёте и причину своего появившегося страха жить. Что вызвало такую неуверенность? Какой иллюзии Вы лишились? Вы с мамой делитесь своими мечтами и мыслями? Может мама часто принимает решения за Вас и Вы соглашаясь думаете, что мнения совпадают, а на самом деле и не знаете, что хотите на самом деле или хотите совершенно противоположного? Возможно, возникли сомнения в правильности выбранного пути или напротив путь ещё не выбран и Вы боитесь ошибиться. Не видите смысла «напрягаться» для себя. Может Вас чрезмерно опекали, и Вы не умеете радоваться простым вещам, как это делают дети. Попробуйте делать такое упражнение: представьте, что вы учитесь ходить, и Вы стараетесь удержаться на ногах, можете упасть в любой момент, но конечно не падаете, а если падаете, то не больно и тут же встаёте. Попробуйте увидеть небо, деревья, дорогу…. всё, что Вы видите каждый день так, будто стали опять ребёнком (это легко, надо только вспомнить детство и посмотреть на всё снизу вверх). Выберите день и начинайте делать то, что Вам когда-то удавалось лучше всего, а не то, что вызывало одобрение взрослых. Проанализируйте взаимосвязь Ваших мыслей, действий, чувств в отношениях с людьми. Как только Вы заметите, что делаете то, что думаете, чувствуете то, что хотели в реальной жизни, так ипохондрия и ПА оставят Вас сами. Попробуйте по внимательнее относиться к окружающему миру. Вы например, знаете сколько фонарей по дороге к учёбе? Сколько ступенек на лестничном марше к двери Вашей квартиры? Ну и конечно не надо забывать о теле: контрастный душ, гимнастика. Попробуйте Ксения! Успехов!