Как стать уверенной?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи.
Меня зовут Евгения, мне 29 лет.
Очень нуждаюсь в Вашем совете. Я не замужем. Есть любимый мужчина. Любимый ребенок. Хорошая работа. Вроде все хорошо. Но в школе появилось много комплексов. До 8 класса я не знала, что такое смущение. А потом что-то случилось, не знаю что именно, но я начала стесняться. Ни потанцевать не могла. Ни петь не могла. Хотя очень много раз выступала на сцене и с песнями и плясками и ведущим была. Соответственно стало меньше друзей. Я стала сильно смущаться. Потом после 20 лет у меня началось акне, поэтому поводу еще больше появилось комплексов, мне не хотелось ни с кем видеться. Еще родственники некоторые, то зять, то племянники говорили мне, что у меня прыщи. А что я с ними сделаю? Да и что я только не делала несколько лет пока от них избавилась. Сейчас все хорошо и с лицом и с внешностью. Но краснеть я так и не перестала. Краснею, когда нервничаю, когда что то идет не так, когда кто-то задает неожиданный вопрос, когда кого-то встречаю из знакомых. А ребенок задает вопрос – мама что ты так краснеешь, успокойся. Он уже знает, что когда я нервничаю-переживаю я краснею. Я конечно стараюсь себя брать в руки, успокаивать. Бывает я справляюсь с этим - реже краснею. Но когда мне кто-то говорит, что в какой то ситуации я покраснела, то я об этой ситуации думаю несколько дней и в течении этого времени краснею по любой мелочи. Переживаю. Нахожусь в очень напряженном состоянии. Особенно я краснею в тех ситуациях, когда есть мои родственники рядом. Вот пример: ко мне подошел тренер ребенка поговорить, ну я засмущалась не понятно с чего, покраснела. Рядом со мной была племянница 20 лет. Скорее всего, если бы родных рядом не было, я бы чуть покраснела, а от осознания, что они рядом я сильно покраснела. А племянница мне потом сказала, что я вся покраснела. Я итак это ощущала, но после того как она мне это сказала я об этом думаю несколько дней. Переживаю сильно. Для меня это большая беда. Ведь я уже взрослая женщина. Мне надо по работе общаться с людьми. В школу на собрания к ребенку ходить надо. А в те моменты, когда я краснею чувствую себя ребенком. Очень прошу вас, помогите мне справиться с этой бедой. А для меня это очень большая проблема.
За ранее Вам благодарна.
Автор вопроса: Евгения Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Евгения!
Вы начали письмо с того, что с 8 класса у Вас появились комплексы. В целом это нормально, подростковый возраст - время, когда наша психика наиболее уязвима для критики и оценки, происходит становление. Но я предполагаю, что в то время произошло что-то, что имело личную значимость для Вас. Вы пишите, что не знаете почему, но имеет смысл подумать и вспомнить, что тогда Вас травмировало. Это могли быть чьи-то слова или какое-то событие, которое было Вам неприятно, болезненно. Важно понять, почему Вы начали стесняться себя? Что в Вас изменилось, что такого Вы в себе обнаружили, что стали скованной и тихой?
Вы явно чего-то стыдились в себе, подавляли какие-то эмоции, потому что акне просто так не появляется, тем более в 20 лет. Следовательно, длительное время Вы не выражали свои чувства, подавляли в себе гнев или другие проявления негодования. Как-будто Вы стесняетесь быть самой собой. Наверняка в Вашем воображении есть образ, которому Вы должны соответствовать и если что-то идет не так, то Вы становитесь неуверенной в себе, стыдитесь, и как следствие краснеете. Вспомните, когда Вы впервые покраснели? Какие эмоции Вы испытали, какие ощущения? Если сегодня повторилась бы та ситуация, Вы бы отреагировали точно так же либо это Вас уже не беспокоит? Еще один важный вопрос: Вы краснеете только в присутствии людей или наедине сама с собой тоже? Если это случается только в присутствии кого-то, тогда это может говорить о том, что Вы придаёте излишнюю ценность чужому мнению и стремитесь соответствовать какому-то идеалу, забывая о себе!
Евгения, в тот момент, когда Вы сталкиваетесь с неожиданными событиями («когда что-то идет не так, когда кто-то задает неожиданный вопрос, когда кого-то встречаю из знакомых») Вы краснеете, потому что по каким-то причинам не можете себе позволить отреагировать естественно, но Ваше тело выдает Вас. Тем более, что краснеете Вы на лице, следовательно, это невозможно скрыть, Вы обращаете на себя внимание этим и еще больше начинаете стыдиться и нервничать. Вряд ли можно ограничиться одним письмом в решении Вашего запроса, но могу подсказать Вам направления, в которых стоит поразмыслить и регулярно практиковать.
Во- первых, Вам нужно понять, что Вы имеете право свободно выражать свои чувства и эмоции, здесь нечего стесняться и нет правильных или ложных вариантов. Вы можете отреагировать так, как чувствуете, не опасаясь того, как это будет выглядеть в глазах окружающих. Начните с близкого круга: мужа, ребенка, родственников, близких друзей.
Во-вторых, примите тот факт, что идеальных людей нет и Вы тоже неидеальны и не должны такой быть! Поэтому не бойтесь ошибиться, сделать что-то не так, выглядеть неловко или сказать что-то не к месту. Вы живой человек, а не машина! Даже если Вы отреагировали не так, как Вам бы хотелось, не злитесь на себя, а отпустите ситуацию и почувствуйте себя свободной. Расширяйте свои границы и возможности эмоционального реагирования.
В –третьих, возьмите лист бумаги и напишите свои опасения/страхи в один столбик. Потом преобразуйте это в позитивную аффирмацию. Например, слева Вы написали «Я боюсь критики в свой адрес», а справа «Я уверена в себе и спокойно реагирую на критику». И повторяйте эти аффирмации каждый день, как можно чаще. Как только чувствуете, что начинаете краснеть, сделайте вдох выдох и скажите себе мысленно подбадривающую установку. Улыбнитесь себе и окружающим.
Еще я бы рекомендовала Вам почаще хвалить себя и поощрять свою смелость. Вы должны ощущать свою ценность и уникальность, свое право быть самой собой и проявлять свои эмоции свободно и без стеснения. Это требует определенного времени, но большие изменения начинаются с маленьких шагов. Поэтому работайте над собой, узнавайте себя, простите себе свои недостатки и отпустите прошлые обиды. Если у Вас будет возможность, поработайте несколько сеансов с психологом - это поможет Вам посмотреть на себя со стороны и рассмотреть более глубокие проблемы, которые стоят за покраснением.
Верю в Вас и Ваши силы!