Каждый день тревога, как жить в спокойствии?

Вопрос психологу:
Добрый день! Мне 20 лет, живу с родителями, не работаю, но учусь в вузе на заочном отделении. Отношения с родителями хорошие. У меня бывают дни, когда я счастлив, когда мне не нужно обращать внимания на то как на меня смотрят другие, а бывает нет. С виду я обычный парень, нормального телосложения, многие говорят что я качок, но сам я так не считаю, ибо до такого состояния еще этак полгода тренировок. Я доволен своей внешностью, т.е. я не стою перед зеркалом и не ищу чего-то в чем мать природа ошиблась, я понимаю что абсолютно каждый человек может найти, так сказать, изъян, то, чем будет недоволен, тогда зачем это искать. Я не обделен друзьями, конечно нельзя сказать что у меня их десятки, но лично мне хватает. Я всегда старался быть взрослым, т.е. с детства, с 12 лет я старался везти себя по-взрослому. Но сейчас, на кануне моего 21 дня рождения у меня душевное и психологическое состояния отнюдь не взрослого человека. Мне кажется я в чем-то инфантилен. К примеру, я понимаю конечно что это проблема и многих взрослых людей, но в моем понимании это должно остаться в подростковом возрасте: думать о том что о тебе думают другие, этакая программа в голове, что ты должен нравиться всем. И начинается... дома все нормально, а стоит ехать в метро, смотришь на себя в отражении и думаешь, вот у меня в меру длинные волосы (почти до плеч), и когда я одеваю зимнюю куртку, то они начинают где-то немного торчать, где-то лежать возле шеи, и сразу мысли нормально ли я выгляжу, а мб мне эта куртка не идет, а мб и т.д.. я не пофигист, но когда я играю в футбол или еду на велосипеде, или нахожусь дома, то не задумываюсь как у меня лежат волосы, как-то не по-мужски так обращать внимание на свою особу, конечно нужно следить, но не настолько. А усугубляет ситуацию тот факт, что на меня перестали смотреть незнакомые молодые симпатичные девушки, в метро там, на улице, не обращают внимание, и это подтверждает мои мысли, что я как-то не так выгляжу, действую и т.д., вот если даже одна симпатичная девушка посмотрит в глаза и я увижу заинтересованность, то на этот день все негативные мысли обо мне пропадают, появляется уверенность в себе, но всего на день. Самое смешное, что я догадываюсь почему нет внимания со стороны прекрасного пола, ведь они чувствуют и видят неуверенность, когда я еду и осуждаю себя, я явно не блещу этим качеством. Почему-то года 3 назад, когда я выглядел хуже, прическа, тело, но тогда меня не заботило как на меня посмотрят, и внимания со стороны незнакомых девушек было каждый день по несколько раз, а сейчас выгляжу лучше, а внимания нет. Я понимаю, что заведи я отношения с девушкой, то неуверенность пропадет сразу и надолго, а когда я уверен в себе, я хороший парень, со мной весело, я умею шутить не только с парнями, но и девушки смеются, я понимающий и т.д. но я не знакомлюсь не из-за того что боюсь подойти и заговорить, как не странно, нет, конечно в такие дни как сейчас, когда такая самокритика это сложно, но неделю назад все было замечательно, я мог заговорить с любой. Дело в том что я считаю отношения должны быть серьезными, т.е. я не хочу знакомиться с девушкой, с которой не рассчитываю провести долгое время и в дальнейшем даже завести семью. Но причиной является то, что как могу заводить такие отношения не будучи твердо стоячим на ногах, у меня нет работы, у меня свои психологические заморочки, как я могу быть опорой и поддержкой для своей девушки. Мне каждый день приходиться бороться с собой, заставлять не думать о том что думают о тебе другие, не волноваться ни о чем, на это уходит много энергии и сил, иногда хочется сдаться, потому что я не вижу просвета и не уверен что с возрастом это пройдет. Я читаю различные статьи, книги и умом понимаю что это неправильно думать о том, что о тебе думают, но не могу с собой ничего поделать, видимо я слишком долго на этом акцентировал внимание, как теперь избавиться от этого, как стать свободным и наслаждаться жизнью. Иногда в разговоре со взрослым человеком (ну лет 25-30) я чувствую себя ребенком, нет, разговариваю я нормально, но как-то со стороны как будто я маленький. И есть еще один вопрос по поводу голоса, смотрите, у меня есть низкий голос, конечно не с сильной хрипотцой, но нормальный мужской, а я замечаю что говорю на чуть более высоком, чтобы говорить быстро, конечно это голос не пискли какой-то, но все-таки не брутальный, по крайней мере мне так кажется. Мб стоит говорить на низком всегда, привыкать, чтобы в подсознании слыша себя формировалось самомнение что ты взрослый, мб когда я слышу себя с более высоким голосом, то в подсознании вижу себя ребенком, хотя мне никогда никто не говорил ничего плохого о голосе, родители говорили что все равно слышен бас. Заранее спасибо Вам большое за ответ!
Автор вопроса: Сергей Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Розвадовская Ирина Эдуардовна.
Здравствуйте, Сергей!
Вы хорошо можете анализировать ситуацию, и это большой плюс! В своем письме Вы обозначили несколько проблем, которые сейчас Вас волнуют. Давайте разберем все по порядку. Причин перепада настроения может быть много. Самые явные - это то, что сейчас у Вас происходит переоценка ценностей, наступил переломный момент, Вы ищите себя и т. д. Отсюда неуверенность, и некоторая тревожность. Также это могут быть признаки просто осенней депрессии. Как справиться с депрессией есть много советов. Самые просты - занятия спортом, физические нагрузки, контрастный душ, больше овощей и продуктов, улучшающих настроение, витамины, свежий воздух, сон.
Чтобы Вам понять, куда двигаться дальше, сейчас самое время составить "Стратегический план Вашей жизни!" (как не высокопарно это звучит!). В спокойной обстановке, когда Вас никто не беспокоит, возьмите лист бумаги и напишите все, чего Вы хотите достичь до 40 лет, например. Можно брать любую цифру. Пишите не анализирую , просто чего хотите. Это могут быть и небольшие желания и глобальные. Чем больше желаний будет, тем лучше. Затем разбейте свои цели по годам - к какому году (сроку Вы бы хотели достигнуть это). И уже затем перепишите этот список от первостепенных задач к более долгосрочным. Подумайте, какой первый шаг Вам нужно сделать, чтобы приступить к реализации своего плана, что Вам может мешать, и как Вы можете преодолеть препятствия на пути к цели.
Идем дальше. Вы подробно раскрыли вопрос своей внешности и что Вас беспокоит. Это вопрос самооценки. Вам нужно принять себя таким, какой Вы есть. И не Важно, как лежат сегодня у Вас волосы, сколько раз Вам улыбнулась незнакомая девушка и т. д. Должна быть внутренняя уверенность в себе, в своих силах. Такая уверенность нарабатывается с возрастам, с жизненным опытом. А то, что сейчас Вы беспокоитесь, как реагируют на Вас девушки - это вполне нормально и правильно. За внешностью, конечно, следить необходимо, но не стоит из этого делать фетиш. Хотя поиск своего имиджа вполне допустим. Можете поэксперементиировать немного со своей внешностью - сменить прическу, что-то поменять в одежде и т. д. Найдите тот образ, который Вам комфортен.
Вопрос знакомство с девушками прошел как-то вскользь. Я поняла так, что на данный момент Вы не состоите не с кем в отношениях. И поняла, что Вы даже ограничиваете себя в общение с противоположным полом, потому что ЯКОБЫ не сможете быть "поддержкой и опорой своей девушке". Вы сами себе дали эту установку! Значит и Вы можете её убрать или поменять на позитивную. Можно и нужно общаться с девушками! Просто подумайте, какую бы девушку Вы хотели встретить? Какими душевными качествами она должна обладать? Какой внешностью и т. д.? И оглядитесь вокруг, может быть такая девушка уже где-то рядом с Вами. Если Вас волнует вопрос дохода, то подумайте - где бы Вы могли найти дополнительный заработок. Вы учитесь заочно, время свободное есть, город большой. Просто нужно поставить себе такую цель! А когда цели ставятся и добиваются, тогда повышается самооценка, улучшается настроение, появляется уверенность в своих силах и желание двигаться вперед! Так что все в Ваших руках, молодой человек! Если будут вопросы, обращайтесь, буду рада помочь!