Как справиться с постоянной апатией?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 26, работаю на не пыльной офисной должности, живу одна. Молодого человека, мужа, детей, кота - нет. Да и желания их заводить тоже нет. Отношений тоже не хочется, либидо на нуле. Несколько лет назад (примерно 6 лет назад) произошла психологическая травма, ситуация, с которой мне самостоятельно было очень тяжело справиться, пришлось прибегнуть к медицинской помощи, лежать в больнице и пить антидепрессанты. Но теперь все позади, та ситуация меня больше не беспокоит. Проблема в другом. Со мной произошло что-то странное после этого, какое-то "эмоциональное выгорание". Меня ничто не радует, но и не огорчает особо. Мне все все равно и ничто не имеет для меня особого значения. Мне плевать как я выгляжу и что обо мне думают. Хотя раньше очень следила за собой и старалась хорошо одеваться. Мне ничего не интересно, постоянная апатия, нет сил и желания что-то делать, живу по инерции. Общения избегаю. Если ситуация обязывает - я вежлива и приветлива, но стараюсь свести соц. контакты к минимуму. Любой поход в общественное место вызывает во мне жуткий дискомфорт. Раньше было интересно общаться с людьми, узнавать что-то новое, очень любила читать, что-то создавать, рисовать, а сейчас - нет. Если нет необходимости идти на работу, могу даже с постели весь день не вставать. И вообще просыпаться очень тяжело. Сон - единственное, что приносит хоть какое-то "удовольствие". Могу 18 часов проспать, если есть возможность. Аппетита тоже нет - еда безвкусна. Чувствую себя абсолютно асоциальной. Обычные вещи, которые раньше доставляли радость (уборка, приготовление еды, уход за собой, походы в кино, театры, музеи, за покупками, чтение книг, общение с друзьями) теперь даются с огромным трудом, и как я уже сказала, я стараюсь всего этого избегать. Как следствие-друзей нет, дома практически постоянный бардак, и я себя постоянно виню за то, что я такая свинья. Хочется спрятаться ото всех... Хотелось бы себя вытащить из этого кокона, но не знаю как. Даже с чего начать не знаю. Ходила в спортивный зал и витамины принимала (краткосрочный эффект давали ноотропы), но в целом ситуация не изменилась.
Автор вопроса: анна Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Анна!
Для того, чтобы вытащить себя из кокона, надо перестать бояться жить. Давайте попробуем разобраться с чего начать. Для этого Вам необходимо проделать небольшую работу с вопросами, которые я задам Вам по самоанализу, который Вы так подробно описали в письме! Записывайте свои ответы на отдельном листе, затем, сможете их перечитать в любое время, и у Вас появятся вопросы к себе, ответив на которые возникнет свет (понимание того, что делать и для чего) в том тягостном и застывшем состоянии затмения, в котором Вы находитесь Анна!
Вы пишите: «Обычные вещи, которые раньше доставляли радость (уборка, приготовление еды, уход за собой, походы в кино, театры, музеи, за покупками, чтение книг, общение с друзьями) теперь даются с огромным трудом, и как я уже сказала, я стараюсь всего этого избегать»
Вопрос: Раньше, это в каком возрасте? О чём Вы мечтали в этом возрасте, чем занимались? Как Вы думаете с точки зрения себя теперешней, Вы могли тогда реалистично оценивать окружающих Вас людей, события, отношения? Если нет, то по какой причине? Могли бы Вы сказать тогда: «Мир прекрасен и удивителен, я счастлива, что живу, впереди целая жизнь, и она будет наполнена замечательными событиями!» Люди, с которыми Вы ходили в кино, театры, музеи, за покупками, в данный момент остались в прошлой жизни и Вы ничего не знаете о них? Вы считали их друзьями тогда и сейчас, Ваше мнение не изменилось, просто Вы сами не ищете общения после травмы? Зачем Вам избегать всего этого? Вы чувствуете себя в опасности, когда выходите из дома? Как Вы думаете, для чего Вы отказались от прежнего образа жизни? Ведь дело не только в препаратах. Что для Вас было наиболее ценным в жизни и в себе в тот период? Что изменилось теперь? Выбирайте вариант ответа о себе: « Я не знала для чего живу раньше, а теперь и подавно не знаю», « Я знала для чего я живу, а теперь не знаю», Я не знала для чего я живу, а сейчас чувствую, что должна узнать и понять это», « Я знала для чего я живу, а теперь понимаю, что знала не то, а что надо, то найду». Учитывая свой ответ, напишите свой характер и задачи, которые соответствуют выбору.
Вы пишите: «Раньше было интересно общаться с людьми, узнавать что-то новое, очень любила читать, что-то создавать, рисовать, а сейчас - нет. Если нет необходимости идти на работу, могу даже с постели весь день не вставать. И вообще просыпаться очень тяжело. Сон - единственное, что приносит хоть какое-то "удовольствие". Могу 18 часов проспать, если есть возможность. Аппетита тоже нет - еда безвкусна. Чувствую себя абсолютно асоциальной».
Вопрос: Когда Вы что-то создавали, вам процесс доставлял удовольствие или ожидание чьего-то поощрения или одобрения (реального или воображаемого)? Какие качества людей в общении Вы ценили более всего? А сейчас? На работу Вам приходится ходить и Вы заставляете себя это делать, в выходные надо так же начать заставлять себя немного что-то делать( сначала по дому, его, а затем и вне его. Если сложно сначала делать для себя что-то, помогите другим: волонтёрство). С чем связано удовольствие от сна (сами сновидения, возможность ни о чём не думать, ни чего не делать или что-то ещё)? Как Вы понимаете выражения «Сон-это маленькая смерть», «Жизнь-это возможность проснуться»? Если у Вас нет аппетита, значит Вы можете питаться здоровой пищей в необходимых для Вашего организма количествах, не борясь с желанием съесть больше. Это просто надо сделать на данном этапе, затем, когда появится интерес к жизни, появится аппетит, а у Вас останется привычка питаться правильно и это будет Вашим бонусом за работу, которую Вы начнёте делать в этот сложный для Вас период Анна. То, что Вы чувствуете асоциальной, уже свидетельствует о том, что это является временным явлением. Вы на пути к выходу из этого состояния, Ваше обращение на сайт, также очень показательно для ищущего выход человека, который хочет изменений, а значит так и будет. Если будут появляться какие-то желания записывайте их и затем простые осуществляйте сразу, а для тех, что посложнее разработайте стратегию достижения. Первое желание(самое обобщенное) в этом списке Вы написали в письме: « Выйти из кокона», теперь надо разложить его на маленькие желания-шажки, которые и приведут к его достижению!
Что касается работы с травмой, то она обязательно должна быть проведена со специалистом на психологическом уровне. Процесс восстановления индивидуален. Начните с ответов на мои вопросы, возможно появятся эмоции, запишите их ( с какими воспоминаниями, событиями они связаны, свои размышления о причине их проявления, т .е. пробуждения от душевного анабиоза). Самоанализ поможет в дальнейшем Вам и специалисту, который пойдёт с Вами на пути к возрождению! Желаю Вам удачи от всего сердца Анна!