Не могу прийти в себя после развода.

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемый психолог! Вот уже почти пять лет назад я встретила человека, который полностью перевернул и почти до основания разрушил мою жизнь. Тогда ему было 26, а мне-22. На тот момент он уже был разведен дважды и имел 5-ти летнего сына, с которым, по его словам, бывшая жена запрещала видеться. Я была молодая, интересная, но совершенно без опыта в делах амурных. Наш роман развивался очень бурно: через год мы поженились, пережив потерю не родившегося ребёнка. Затем последовали почти 4 года не самого простого брака: финансовые, жилищные и куча других проблем. Я любила его больше жизни, всегда и везде ставила его интересы на первое место. Дошло даже до того, что чуть с родителями своими не разругалась окончательно: он им уж очень не нравился. А он манипулировал мной и моими чувствами как хотел! Всего за несколько лет я превратилась в тощую, страшную, скучную и курящую по несколько пачек сигарет в день нервную девицу, которая по первому зову исполняла самые безумные прихоти любимого мужа и с пулеметом в руках защищала его от моих же родителей. Потом, года через 2-3, все страсти немного поулеглись, началась рутина. Чуть только у него проблемы - я сразу же плохая жена. Готовлю невкусно, не разнообразно, не зову в дом его друзей. В спортзал не хожу, ему в работе не помогаю. А я всю себя вложила в эти отношения! От меня не осталось почти ничего. Он даже запрещал мне общаться с сестрой и моими подругами. Сейчас мне по крупицам приходится снова заслуживать их дружбу. В 2013 году мой бывший муж ужасно захотел ребёнка. Я была сначала против, так как только начала карьеру в очень успешной компании. Но он так говорил: я буду все время с малышом, он нам так необходим и все такое, что я сдалась. Поверила, что, может, действительно все образуется! Но, как только я узнала, что беременна, муж собрался уходить. Я долго плакала и он сказал, что постарается прожить со мной хотя бы до родов. Это была очень сложная, полная слез беременность: с бессонными одинокими ночами, пока муж где-то гулял. Я даже в больницу с угрозой попала... Но вот пришло время рожать, и муж отправил меня к родителям. А сам уехал отдыхать на море. За 2 недели до родов он мне просто написал в соц. сети, когда я сказала, что мне плохо без него и я скучаю: "Хватит ныть! Сделай хоть что-то в своей жизни сама. А я ухожу". И он исчез. Ребёнка я родила сама, он даже посмотреть на неё не захотел, сослался на то, что занят. Вот уже прошёл год, моей малютке тоже годик, а я все ещё не могу прийти в себя от этого брака. Мне кажется, что моя слепая, жертвенная любовь к этому человеку уничтожила во мне личность. Мне страшно, что я не смогу ее полностью в себе восстановить, или, чего хуже, встречу другого человека и снова в нем растворюсь, потеряю себя. Подскажите, как и где мне черпать силы и возможности для восстановления себя как личности, индивидуума? Найти свой путь и своё место под солнцем? Мне ведь дочку растить, надо же быть сильной.
Автор вопроса: Мария Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Мария!
Как и где черпать силы, возможности для восстановления себя, как личности, для того, чтобы найти свой путь, своё место под солнцем, растить дочку, а потом уже встретить мужчину и уже не раствориться в нём, как в предыдущий раз? Именно в такой последовательности, а не наоборот, Вы конечно же сможете не просто восстановиться, а перейти на другой уровень осознания своей жизни, при определённых усилиях с помощью психолога! Что же касается того, чтобы стать сильной дорогая Мария, то мне думается, Вы итак достаточно сильны и самостоятельны с учётом того, что Вы рассказали о себе! Напротив, Вам необходимо помнить, что Вы ещё очень молодая женщина и мама, которой нужен не безответственный прожигатель жизни, а сильный и серьёзный мужчина, который ответственен за свои слова и поступки.
Итак, с чего начать? Понять всё же, какие черты Вашей личности позволили так долго терпеть рядом с собой человека, который явно недооценивал Вас, зачем-то ведь это было необходимо?
Попробуйте ответить на мои вопросы, запишите их, затем перечитайте через неделю, месяц. Это даст Вам Мария возможность посмотреть на себя, как бы со стороны, открыть в себе те грани, которые ранее были скрыты. Даст Вам понимание, что личность не растворилась, что она жива и готова к новому этапу жизни.
Итак, начнём:
Вы пишите: « … пять лет назад я встретила человека, который полностью перевернул и почти до основания разрушил мою жизнь».
Вопрос: А какой Вы были до встречи с этим человеком? Чем была наполнена Ваша жизнь профессионально, личностно? Насколько реально Вы оценивали свои желания и возможности? Были ли к этому времени рядом с Вами люди, авторитетные для Вас? Насколько Вы изменили своё представление о себе и близких Вам людей сегодня, по сравнению с «той Марией»?
Вы пишите: «…он уже был разведен дважды и имел 5-ти летнего сына, с которым, по его словам, бывшая жена запрещала видеться»
Вопрос: Что Вы думаете теперь по поводу таких скоротечных отношений? Если бы Вы не были зависимы от него, то, на каком этапе и через какое время, показали бы ему на дверь? Какие его поступки, оглядываясь назад недопустимы для мужчины в браке, да и вообще порядочному человеку? Насколько Вы сами терпимы к безнравственным поступкам по отношению к другим людям?
Вы пишите: « Я любила его больше жизни, всегда и везде ставила его интересы на первое место. Дошло даже до того, что чуть с родителями своими не разругалась окончательно: он им уж очень не нравился».
Вопрос: Что значит любовь для Вас теперь, представление о любви? Если не любите себя, то как узнать что такое любовь? Способен ли любить другого человек, который готов принести в жертву себя, тем самым ценность своей жизни приравнивая к удобрению, на котором будут давать побеги и произрастать придуманные им самим «боги»? Какие Ваши качества достойны любви, уважения уже теперь? Над чем надо поработать? Какие качества в других Вами ценятся превыше всего? Какие эмоции Вы хотите испытывать сегодня?
Вы пишите: « А он манипулировал мной и моими чувствами как хотел! Всего за несколько лет я превратилась в тощую, страшную, скучную и курящую по несколько пачек сигарет в день нервную девицу, которая по первому зову исполняла самые безумные прихоти любимого мужа и с пулеметом в руках защищала его от моих же родителей».
Вопрос: Что Вы чувствовали, когда Вам приходилось исполнять его самые безумные прихоти? Что Вы думали тогда об этом? А теперь? Вы хотели заслужить его любовь? Думаете, возможно, полюбить человека, который не проявляет своих желаний, становится «золотой рыбкой»? Возможно, Вас притягивала та сторона личности этого человека, которую Вы проявлять не умели из-за родительских установок? Отсюда такое неприятие советов родителей? Может надо поработать с этими установками, чтобы двигаться дальше и стать более открытой, в том числе и с ними? Может быть, защищая его Вы защищали то, что Вам не давали проявлять в детстве, юности?
Вы пишите: « В 2013 году мой бывший муж ужасно захотел ребёнка. Я была сначала против, так как только начала карьеру в очень успешной компании. Но он так говорил: я буду все время с малышом, он нам так необходим и все такое, что я сдалась. Поверила, что, может, действительно все образуется! Но, как только я узнала, что беременна, муж собрался уходить».
Вопрос: Если бы Вы не хотели от этого мужчины ребёнка, то не стали бы рожать! Так, что возможно, если бы не он, Вы вообще неизвестно когда родили бы ребёнка после разрыва с ним? Подсознательно надеялись удержать его ребёнком? Сейчас не считаете этот шаг ошибкой? Любите ребёнка? Хотите, чтобы она видела рядом с собой улыбающуюся, счастливую маму? Ваши родители помогают? Если да, то Вы благодарите их? Если нет, то какие шаги надо сделать, чтобы у девочки были бабушки, дедушки?
Что Вы хотите для себя лично, чтобы почувствовать себя обновлённой, как «гусеница, которая превращается в прекрасную бабочку», а не та девушка, которую Вы описали в письме выше ( запишите по порядку значимости и реально исполняемым желаниям сейчас и отдалённо)?
То что Вы не можете прийти в себя, это не удивительно! Предательство это один из самых сложных для переживания поступков. В тоже время, не надо сбрасывать со счетов то, что мы сами позволяем быть себе слепыми там, где надо видеть! Для этого надо каждые свои поступки осмысливать, не бежать за эмоциями, а оставлять принятие решения после того, как чувства улягутся, посоветуетесь со значимыми, опытными людьми! Сейчас же перед Новым годом, есть прекрасная возможность осмыслить всё и наметить план действий на 2016 год! Желаю Вам благополучия Мария!