Не чувствую себя собой вне дома и при других людях.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Чувства, которые я сейчас опишу, со мной уже очень давно, но сформулировала и обратила пристальное внимание на них я лишь относительно недавно. Суть такая: дома наедине с собой, я чувствую себя максимально свободно, открыто и счастливо. Я могу петь, танцевать, фотографироваться, смотреться в зеркало, разговаривать сама с собой на занимательные темы без запинок, косноязычия и проч. Всё меняется, когда я делаю шаг за порог. СРАЗУ ЖЕ, я ощущаю себя толстой, угловатой, очень уродливой, неповоротливой. Одежда, в которой я одета, будто бы резко становится грязной, неприятной, не стильной и далее по списку. При том, что до выхода я могла быть полностью довольна своим внешним видом и не ощущала скованности в движениях и некой неопрятности. Что касается людей, то если кто-то из близких (семья) находится со мной дома, в целом, ощущаю себя столь же спокойно как и в одиночестве, но если это другие люди, даже иногда близкие друзья, эпопея начинается снова. Но прибавляется ещё и неуверенность в том, что я говорю. Кажется, словно я не могу связать двух слов, часто теряю нить повествования, много использую ненужных связок и слов-паразитов. В общем, саму себя слушать невозможно. Иногда могу произносить вслух не совсем уместные шутки, или отключаюсь в дереализацию в момент разговора. О встречах с друзьями и знакомыми в общественных местах и говорить нечего, ситуация доходит до абсурда вплоть до того, что я не могу удобно сесть и не знаю куда деть руки.
Немного обо мне: мне 23 года, никогда не имела проблем с социализацией: всю жизнь легко завожу знакомства с людьми любого возраста и способна удерживать их. Люди часто отмечают мою харизму и чувство юмора, открытость, но она словно ненастоящая, неполноценная, местами напыщенная. Да и наслаждаюсь встречами и общением с людьми я очень редко, хотя это случается временами. Раньше была экстравертной, но к 20ти годам всё таки склонилась больше к интровертности. Состою в отношениях с человеком, однако и с ним не до конца могу раскрыть свой внутренний потенциал, что-то мешает, даже внутренние диалоги и уговоры не срабатывают. Стесняюсь с ним фотографироваться, при нём красоваться в зеркале, танцевать и даже во время секса я "стесняюсь"(?) быть собой и расслабиться, не смотря на то, что партнёр толковый и доверие к нему есть. Год назад было диагностировано ПРЛ и скрытая депрессия, но я не на 100% согласна с первым диагнозом, а второй вполне имеет место лет с 13.
Заранее благодарю за ответ! Прошу помочь разобраться в этом или хотя бы понять с чего начать. Всех нюансов описать невозможно, но основные и более явные я постаралась описать ёмко здесь.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна:
Здравствуйте, Екатерина!
Прочитав Ваше письмо, я вижу, как на протяжении небольшого сообщения изменяется Ваше «чувство самой себя». То Вы видите себя такой: «легко завожу знакомства с людьми любого возраста и способна удерживать их», то такой: «я ощущаю себя толстой, угловатой, очень уродливой, неповоротливой… неуверенность в том, что я говорю… о встречах с друзьями и знакомыми в общественных местах не могу удобно сесть и не знаю куда деть руки… стесняюсь». Что Вы сама думаете о таких полярных состояниях?
Вы пишите, что диагностированы ПРЛ и скрытая депрессия. Значит Вы проходите лечение у психотерапевта? Или нет? Раз есть запрос помочь разобраться и понять с чего начать, я усомнилась в том, проходите ли Вы терапию у специалиста. Необходимо обследовать физические причины симптомов (гормональные изменения, изменения в мозге), а также Вашу личную историю (возможные травмы, наследственные заболевания). Не отвергайте помощь специалиста, она Вам действительно необходима, Екатерина. Ваше здоровье – только Ваша ответственность.
Для начала Вы можете в сети найти сообщества людей с похожими проблемами (ПРЛ, депрессия). Они могут рассказать о своем опыте и оказать поддержку. Это возможность найти эхо собственной боли, найти того, кто поймет. И это уже шаг на пути к исцелению.
Вас очень беспокоит оценка со стороны окружения. А так ли это важно? Или гораздо важнее как Вы сама себя принимаете, как Вы к себе относитесь? И даже выходя в общество и будучи идеальной Вы никогда не сможете понравиться всем. Вы же это понимаете?
Так же как Вы оцениваете других людей с позиции своего опыта, субъективно. Так и другие люди смотрят на вещи и общество через призму своего опыта. Это как зеркало – смотрю в другого человека, а вижу то себя, вижу черты, которые мне знакомы. Вот представьте, идет человек по улице и громко поет, улыбаясь… Один скажет: вот дурак, напился и орет. Другой скажет: больной какой-то. Третий улыбнется и подумает: вот молодец, радуется жизни парень. А кто-то вообще внимания не обратит. Посмотрите, действие одно и тоже, а реакции и мысли у людей совершенно разные и они зависят от ИХ жизненного опыта. Так стоит ли тратить СВОЮ ЖИЗНЬ на то, чтобы подстраиваться под мнение каждого, чтобы кому-то нравиться или не нравиться? Разве это так важно?
Гораздо приятнее изучать себя, знакомиться с собой. Искать, что мне нравится, что я люблю, что дает мне радость и наслаждение в каких-то моментах моей жизни. Что помогает мне принимать себя?
Здесь можно и поизучать, почему вдруг приходят такие мысли «толстой, угловатой, очень уродливой, неповоротливой». Чьи это слова? От кого идет эта неуверенность в себе? Была ли какая-то критика в Ваш адрес со стороны сверстников в детстве или может быть родителей, которая травмировала Вас тогда? Или какое-то событие позже?
Конечно, все эти вопросы лучше поизучать вместе со специалистом, с психологом. Письменный формат здесь не подойдет. В переписке мы можем только поддержать Вас, Екатерина. То, что Вы пытаетесь понять, разобраться, это уже очень хорошо. Значит Вы выбрали ЖИЗНЬ. А раз этот выбор сделан, значит все будет хорошо.
У каждого человека есть естественная природная способность к самоисцелению, основанная на внутренних ресурсах организма. Способность к саморегуляции. Сейчас важно найти эти ресурсы, разглядеть их. Для кого-то это полученный опыт преодоления сложных ситуаций, для кого-то черты характера, которые помогают реализоваться, для кого-то это вера, для кого-то любовь или еще что-то. То, что Вы найдете, даст Вам некую опору, которая поможет выстоять и прожить этот жизненный период и обрести здоровье.
Берегите свои мысли и чувства от всего, что может пошатнуть Вашу веру в себя. И не позволяйте чему-то или кому-то влиять на это. Это не просто, но возможно. Наблюдайте за тем, что Вам нравится, а что нет, узнавайте себя, исследуйте ощущения от посещения новых мест, от книг, музыки, фильмов и других позитивных вещей. Общайтесь больше с разными людьми, опираясь на свои увлечения и потребности. Узнавайте себя, приобретая новый опыт день за днем. Замечайте свои достижения. Заведите дневник, в котором записывайте свои эмоции, мысли и ощущения, и свои достижения, все то, что получается у Вас делать хорошо. Хвалите себя за каждый такой случай и перечитывайте иногда. Это укрепит Вашу веру, Екатерина.
Искренне желаю Вам исцеления, много-много ежедневных маленьких житейских радостей.
С уважением, София