Как перестать бояться общения с людьми?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я очень боюсь общаться с людьми в живую, в интернете нормально, потому что можно в любой момент уйти. В безопасности чувствую себя только дома, за запертыми дверями. По телефону могу общаться только с родственниками, от других звонков впадаю в ступор и панику, забываю слова и плохо слышу. Сердце начинает колотиться.
В данный момент потеряла работу из-за конфликтов. Сижу дома и каждый момент необходимости покинуть дом по той или иной причине ввергает меня в панику. Преодолеваю себя, конечно, но стараюсь покидать дом только по необходимости. При общении с людьми становится плохо физически, это так мешает и так надоело, но сама я не справляюсь. Пока ходила на работу, каждое утро пила успокоительное, чтобы хоть как-то продержаться на плаву.
Ругаю себя: взрослая женщина, 38 лет, высшее образование, муж и двое детей, а веду себя как идиотка. Но я не могу ничего с этим страхом поделать. Преодолеваю, иду и общаюсь, но потом целый день восстанавливаюсь. Очень плохо даже от мысли, что надо куда-то идти и общаться. Понимаю, что так я работу не найду, но это сильнее меня. Раньше часто были приступы панической атаки, даже на улице. Сейчас редко, но иногда, когда иду по улице, хочется закрыть глаза и сесть, сжаться в комочек и ничего не видеть и не слышать. Немного помогает алкоголь, но это не дело, алкоголиком стать не хочу, да и от спиртного становится плохо. Поэтому стараюсь не пить. И в то же время мне удается как-то поддерживать видимость нормальной, мое окружение (их немного) никогда бы не сказали что я ненормальная.
Завтра надо идти в центр занятости и целый день я занята тем, что пытаюсь уговорить себя сделать это. Все это отнимает массу энергии. Очень плохо. Помогите мне справиться со всем этим! Очень хочу жить нормально. Слезы на глазах. Хочется покончить со всем разом, но ответственность перед семьей меня сдерживает. Становится с каждым днем все хуже и хуже. В психушку я не хочу. Помогите!
Я всю свою жизнь была интровертом. Одиночество меня не напрягает. Социофобия усилилась в последние пять лет.
Автор вопроса: Елена Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Розвадовская Ирина Эдуардовна.
Здравствуйте, Елена!
Вы описываете симптомы панических атак.
Наиболее частые ощущения при панической атаке:
- Субъективное ощущение сердцебиения или сжатия в области сердца. При этом пульс может оставаться в норме, но человек ощущает сильное сердцебиение. Может отмечаться повышение артериального давления.
- Потливость, волны жара или холода.
- Дрожь и тряска, озноб.
- Ощущение ограничения дыхания или удушья, чувство перекрытия дыхания, боль или дискомфорт в груди.
- Тошнота, рвота и/или боль и спазмы в желудке и кишечнике.
- Чувство головокружения с угрозой потери устойчивости, с временным нарушением походки.
- Чувство оторванности от самого себя, нереальности собственного тела, нереальности происходящего вокруг.
- Страх сойти с ума, страх потери контроля, страх совершить неконтролируемый поступок или страх смерти.
- Ощущение "кома в горле".
- Ощущение слабости в руках или ногах.
- Временное нарушение зрения или слуха.
- Временное нарушение речи или голоса.
- Потеря сознания.
- Судороги в руках или ногах.
- Ощущение, что выгибается тело.
Для каждого, кто страдает паническими атаками, эти ощущения могут проявляться по-своему. Вовсе не обязательно появление всех описанных симптомов.
Причины панических атак могут быть разными:
1) низкий вес (часто панические атаки спутники анорексии)
2) неправильное питание, недостаток витаминов и микроэлементов в организме, регулярное недосыпание
3) сильные стрессовые ситуации (если паника накрывает, когда Вы общаетесь с людьми, то может быть первый стресс и панику Вы испытали именно при каком-то общении, вспомните свой первый приступ панической атаки)
3) черепно-мозговые травмы, сотрясения мозга
4) гормональные нарушения
Но вы должны понять, что паническая атака — это острый приступ интенсивного страха или дискомфорта, который имеет быстрое начало и достигает пика в течение 10 минут. Панические атаки имеют тенденцию к повторению, к изменению психологического самочувствия и поведения в период между приступами (человек начинает бояться, что приступ повторится). Паническая атака — это симптом стресса, а не физического недуга. То есть - это не психическое заболевание!!!
Но панические атаки могут быть сопутствующим симптомом других заболеваний - вегето-сосудистой дистонией, гармональными расстройствами и другими.
Поэтому медицинское обследование пройти необходимо, чтобы убедиться, что нет скрытых признаков болезней.
Но если со здоровьем все в порядке, то тогда дело только во внутреннем состоянии.
Люди, страдающие паническими атаками, стараются избегать тех ситуаций, в которых возникает приступ. Так Вы стараетесь меньше выходить из дома. Но стоит помнить, что страху ни в коем случае нельзя потакать, чего Вы боитесь т.к. он имеет тенденцию к разрастанию.
Еще одна из важнейших причин, по которой могут возникать панические атаки - это неумение выплескивать застоявшиеся эмоции. Когда человек очень сдержан и не позволяет себе показывать свои эмоции, это может привести к тяжелым последствиям, включая заболевание шизофренией. Поэтому нужно учиться выплескивать такие эмоции. Хорошо помогают занятия спортом, театральная студия, йога, аутотренинги.
Иногда паническая атака это такой способ привлечь к себе внимание (как не парадоксально это звучит). В качестве "прибыли" от панической атаки могут выступать: уменьшение внутрисемейного напряжения; повышенное внимание к собственной персоне; возможность не делать того, что не хочется, или, напротив, сделать то, что давно хотелось; возможность отдохнуть; возможность не общаться с людьми, с которыми не хочется иметь дела.
Вам полезно пройти в интернете тест на акцентуации характера по Леонгарду и сравнить результат с собой нынешней.
Что Вам можно сделать?
Я уже говорила, что панические атаки, это не болезнь. Можно попробовать справиться с ситуацией самой или обратиться к психотерапевту, решать Вам.
Если решите действовать сами, то:
Шаг первый: осознайте, что вы не больны и вашей жизни не угрожает опасность. Как только человек понимает всю "подноготную" возникновения таких приступов и осознает, что это не болезнь, а нормальная реакция испугавшегося организма, который приготовился то ли бежать, то ли бороться, ему сразу становится легче. После того, как вы это осознаете, приступы станут более редкими и менее продолжительными, а ваше отношение к ним изменится.
Шаг второй: перестаньте бояться. Нужно понять, что чем больше вы боитесь приступа, тем вероятнее то, что он наступит. Страх, привычка беспокоиться и концентрироваться на своем внутреннем состоянии — это путь к закреплению панических атак. Пресекайте такие мысли в самом начале. Тем более что теперь вы знаете: опасаться за свое здоровье вам незачем.
Шаг третий: разоблачение симптома. Ответы на эти вопросы обязательно запишите.
Вспомните, когда приступ паники случился впервые?
Какие события происходили незадолго до этого момента? В какой жизненной ситуации вы тогда находились? Это и будет тот "пусковой крючок", на который до сих пор жмет ваше подсознание.
В каких условиях атаки повторяются чаще всего?
Что изменилось с возникновением и закреплением атак в вашей жизни (негативная сторона)?
Что вы приобрели с возникновением и закреплением атак в вашей жизни (позитив, выгода)? Этот вопрос — один из самых трудных, но именно он — один из самых важных. Не прояснив для себя, чем панические атаки вам помогают, вы не сможете от них избавиться.
Шаг четвертый: "мы пойдем другим путем". Как только вы определили выгоды, которые несут для вас панические атаки, вы должны подумать, а есть ли средства для того, чтобы добиться этого другим путем? Состояние вашего здоровья способствует повышенному вниманию к вам со стороны партнера? Как можно привлечь внимание другим способом — может быть, проявив внимание к нему самому? В общем, нужно решить, как получить прибыль, не "заплатив" за это приступом паники.
Шаг пятый: действуйте! А дальше нужно начинать активные действия. Морально подготовьтесь к тому, что проблема, которая привела к приступам, обострится. Это необходимо, чтобы начать ее решать. Бесполезно бороться со следствием (приступами), не борясь с причиной (первоначальной проблемой). Старайтесь действовать по-новому, с целью получения "прибыли" другими, позитивными способами. Возможно, вам не раз придется обдумать эти способы. Будьте гибче: если способ не действует, "не стучите в закрытую дверь", отказывайтесь от него, ищите новый. Возможно, на это уйдет время, но это стоит того.
Чем меньше времени прошло с начала возникновения и закрепления панических атак, тем легче "вскрыть" проблему, которая стоит за ними. И тем легче справиться с самими атаками. Но даже если человек живет с этим годами и даже десятилетиями, ничего не потеряно! Просто не надейтесь на слишком быстрый результат, ведь то, что формировалось многие годы, нельзя изменить в короткие сроки. О том, что процесс идет в верном направлении, будет свидетельствовать уменьшение количества и интенсивности приступов паники. А если проблема будет решена, они исчезнут вовсе.
Но если Вы чувствуете, что ситуация выходит из под контроля, что Вы не можете самостоятельно справиться с приступами панических атак, то обратитесь к специалисту - психотерапевту. Он назначит Вам комбинированное лечение из медикаментозных препаратов и психотерапии. Прогнозы лечения очень высокие.
Поэтому не отчаивайтесь, все поправимо! Ваша жизнь только в самом разгаре. Вам еще нужно выучит детей, погулять на их свадьбах, поняньчить внуков и т. д. Да мало ли дел у молодой, интересной женщины. Сколько еще книг не прочитано, фильмов не просмотрено, мест, где Вы еще не были, но хотите побывать...
Поэтому желаю Вам скорейшего выздоровления и благополучия.