Как справиться с послеоперационной депрессией?

Вопрос психологу:
Добрый день. Мне 25 лет, я замужем за замечательным человеком, у нас есть сын, ему 2 года. Желанный и любимый малыш. С родителями у меня тоже всегда были хорошие отношения, они также счастливы в браке. И в общем и целом до ноября 2015 года мне не на что было жаловаться. Я и не жаловалась. Окружающие, да и я сама считали меня сильным, спокойный, жизнерадостным человеком. Я всегда гордилась тем, что очень хорошо реагировала на стрессовые ситуации, не позволяя панике овладеть собой. Но в конце прошлого года все изменилось. В ноябре 2015 года у меня на МРТ обнаружили большую опухоль в головном мозге. Она, оказалась доброкачественной. Я сразу же нашла хорошего нейрохирурга. Операция прошла хорошо, хоть и были сложности, но опухоль удалили. После первой операции я чувствовала душевный подъем. Я была счастлива, что все удалили, что я жива, что могу говорить и ходить и обнимать родных. Я очень скучала по сыну и была счастлива вернуться домой. Но дома я пробыла ровно сутки. Началось осложнение, а именно риноликворейя. Я вернулась в больницу. Вскоре стало понятно, что мне потребуется повторная операция. Она прошла неплохо, все исправили и риноликворейя прекратилась, но мое состояние после второй операции было ужасным. Я плакала и постоянно беспокоилась. Мне казалось, что ничего не кончилось, что я теперь всегда буду вынуждена мотаться по больницам, что будут новые операции и процедуры, что выхода нет. Я вернулась домой, но почти каждый день плачу, мне очень страшно. Ситуация осложняется тем, что сейчас в нашем городе эпидемия гриппа и я боюсь заболеть. В каждом человеке я вижу потенциальную опасность. Мне страшно вновь разлучиться с сыном, мы очень близки. Мне стыдно перед мужем. Он замечательный и старается поддержать меня, но я могу его понять. Сейчас у него не его жена, с длинной светлой косой (у меня всегда были длинные красивые волосы), сильная и уверенная, а практически лысая девушка с огромным шрамом через всю голову, которая всего боится и плачет.
Я сильный человек и, безусловно, я сама понемногу вытаскиваю себя из этой ямы (после второй операции прошло почти 2 месяца), но мне нужен совет специалиста и я это понимаю. Как мне побороть этот страх? Страх смерти, страх того, что со мной опять случится что-то плохое? Заранее благодарю.
Автор вопроса: Яна Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Яна!
Наверное, Вы слышали высказывание о том, что наиболее ценной жизнь стает для человека тогда, когда он понимает, что может ее лишиться. Страх потерять все, что тебе доступно, потерять возможность общения с родными и близкими, естественен для человека, который столкнулся с такой ситуацией. А Вы, похоже, столкнулись именно с ней! Переживания по поводу удачности самой операции (а любое оперативное вмешательство сопряжено с риском, тем более операции на голове), нарушения, сопровождающие Вас после операции и простой человеческий страх объединились у Вас вместе в тяжелый послеоперационный период, когда Ваши силы и так подорваны медикаментами. Вполне естественно, что на Вас нахлынула послеоперационная депрессия.
В своем письме Вы указали, что Вы считали себя сильной женщиной. Но иногда именно сильные люди больше всего страдают от осознания невозможности контролировать свою жизнь, ситуации, в которых оказываются, что еще больше усиливает их депрессивную предрасположенность. Так что мне видится, что в Вашем случае именно Ваша сила противостоять каким-либо сложностям, способность выходить из трудных ситуаций сыграла с Вами «злую шутку» и отключилась именно в тот момент, когда Вы больше всего в этом нуждаетесь.
Как бы не безрадостна картина не выглядела сегодня – сегодня Вы не «сильная и уверенная, а практически лысая девушка с огромным шрамом через всю голову, которая всего боится и плачет», все может измениться по Вашему желанию. Не скажу, что это произойдет в один момент или по мановению волшебной палочки, нет. Это длительный процесс! Ведь теперь Вам просто необходимо восстановить не только здоровье, но и подорванную веру в себя и свои возможности!
Депрессия, какова бы ни была ее причина, всегда подрывает основы нас – веру в себя и свои возможности! Она парализует страхом за свою жизнь, за неясное будущее, за возможность лишиться самого дорого. И сейчас для Вас главным должно стать именно восстановление веры в себя, подорванное непредсказуемостью судьбы и боязнью потерять близких Вам людей.
Теперь когда Вы знаете, что не все в своей жизни можете контролировать по собственному желанию, Вам нужно не просто сжиться с этой мыслью, а постараться выработать альтернативу. Например, «может я и не могу предугадать состояние своего здоровья завтра, зато я буду жить полноценной жизнью сегодня. Я буду любить, ценить каждый миг своей жизни с родными мне людьми, я научусь радоваться своему внешнему виду, как бы я не выглядела для других. Я снова могу стать хозяином своих желаний. А самое мое большое желание – жить»!
Попробуйте находить позитив в каждом новом дне. Попробуйте с шуткой рассматривать свой облик в зеркале. Полюбите себя любую. И тогда Вам легче будет принять и понять любовь Ваших близких к Вам сегодняшней. Тогда Вы не будете мучиться жалостью к себе и к ним, что они вынуждены видеть Вас такой.
Попробуйте понять, что видеть Вас живой для них уже ценно и возможно эта мысль придаст Вам силы по-быстрее восстанавливаться после операции и справиться с накатившей депрессией.
Если все, что я могу Вам сегодня предложить покажется Вам сложным для самостоятельной работы над собой, попробуйте обратиться за помощью к специалистам – психологам или психотерапевтам для сов-местной работы на Вашей мотивацией быстрее выбраться из этой депрессивной трясины.
Скоро весна. Это время наилучшее, на мой взгляд, чтобы убедиться в силе жизни, в ее способности возвра-щаться. Я точно знаю, что у Вас эти силы тоже есть. Просто и сильный человек бывает иногда слабым. Ему нужно это, чтобы понять кое-что о себе и своей жизни. А слезы, так они тоже нужны. Их очищающий эффект уже давно всем известен.
Думаю, Вы уже кое-что поняли о себе и избавились от некоторых иллюзий. А теперь просто дайте себе возможность начать новый этап Вашей бесценной жизни. Ведь Вам еще так много нужно сделать и увидеть!
Я верю в Вас!
С уважением, Елена Гладкова.