Я не умею жить.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я буду очень благодарна, если Вы поможете решить мою проблему. Дело в том, что всю свою сознательную жизнь я была замкнутым и робким ребёнком. Меня так воспитали. С самого детства мне говорили, что я не должна мечтать. Мои увлечение и способности не имели никакого шанса на развитие, потому что автоматически считались глупыми, наивными и бесполезными. Я никогда не оправдывала ожиданий родителей ни в учебе, ни в чем-либо другом в этой жизни. К 13 годам я поняла, что являюсь самым настоящим аутсайдером. В школе и колледже меня всегда считали странной и глупой. Есть лишь пара человек, которым я могу довериться, и то неуверенна, что они смогут меня понять. Сейчас я 20-ти летний ребенок, который ничего не может и не умеет. У меня есть образование и пора уже искать работу, но как только я звоню работодателю, то у меня начинается самый настоящий приступ паники. Я боюсь что-либо начинать делать, боюсь потерпеть неудачу, боюсь последующих выговоров и насмешек. Я боюсь людей и боюсь того, что они меня снова не примут. Все говорят, что мне пора взрослеть и оставить свои страхи позади, но сколько я раз ни пыталась справиться со своими проблемами, всё в итоге заканчивалось полным провалом. На самом деле я не такой человек как обо мне думают. Я настоящая где-то за огромной бетонной стеной, которую выстроили мои сверх заботливые родители. Я пытаюсь пробиться сквозь эту стену, но не могу. Такое чувство, что мою личность выдрали из меня, потоптались грязными ногами и выбросили на свалку. Родители создали со мной то, что считали правильным. Меня воспитали не для нашего мира и не для нашего времени. Я чувствую себя опустошенной, растоптанной и совершенно неправильной. И теперь, когда пришло время жить самостоятельно, меня как будто выбросили в море, но при этом забыли научить плавать. Сейчас мне кажется, что единственный выход это суицид. Я осознаю, что не в силах отыскать себя и переделать все эти «настройки» в голове на нужную волну. Я чувствую себя пришельцем в этом мире и не могу найти себе места. Во мне борется любовь к жизни и осознание своей бесполезности и никчемности. Силы на исходе, а рядом на тумбочке пачка лезвий. Помогите мне, пожалуйста.
Автор вопроса: Алла Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Алла.
Люди, некомфортно себя ощущающие в ситуации "здесь и теперь", действительно сталкиваются с множеством проблем коммуникативного характера, психологической "пристройки" и адаптивности.
Совершенно точно, что суицид в данном случае - абсолютное признание своего поражения, признание того, что все , простите, хреновые установки и драйверы, навязанные, воспитанные в нас нашими не очень мудрыми мамами-папами, жестокими друзьями-товарищами и т.д., победили!
В чём именно суть этой победы? В том, что они задавили в нас не личность (личность-то как раз живёт, протестует, бунтует и требует!!!), но ЧЕЛОВЕКА!
Основная потребность любого человека - быть счастливым. Что это значит? Для каждого могут быть свои нюансы, но смысл один: счастливый человек - самодостаточный человек!
Неважно, кем вы работаете, какой у вас социальный статус, сколько любовников и любовниц, кто ваши родители, в какой квартире вы живёте и т.д. Важно, КАК ВЫ СЕБЯ ПРИ ЭТОМ ЧУВСТВУЕТЕ!
Я знаю массу простых людей, живущих по современным меркам очень скромно, но ощущающих себя при этом замечательно!
Я знаю очень много людей, у которых всё "в шоколаде", но при этом они далеки от равновесия и комфорта.
Тут есть, над чем подумать, Алла.
Что наполняет Вашу жизнь? Искала ли девочка Алла когда-нибудь источники того, что называется "радость жизни"? Искала? Пыталась найти?
Скорее всего, - да, искала. Но поиски были не очень удачны.
В принципе, для каждого человека эти источники разные: это может быть хобби, увлечение, любовь и отношения, работа или занятие по жизни, любой формат гуманистической деятельности (помощь нуждающимся, общественно-полезная деятельность), миссионерство, религия и т.д. Ну, Вы меня понимаете!
Кто-то получает ощущение радости от конфетки, съеденой просто так, для души! Кто-то - от посещения концерта, спектакля, кино...
Вы, Алла, посмотрите фильм "Амели"! Если смотрели, то посмотрите ещё раз. От чего получала радость Амели Пулен??? Она придумала себе миссию и действовала! Вот и всё! И мир особо ей не благоволил. И родителей у неё не было.
Вам 20. У Вас впереди жизнь. Никто никогда никому не обещает абсолютно лёгкого пути. Трудности, кризисы и т.д. есть у всех. Но - посмотрите! Люди справляются, переживают, проходят эти периоды и полосы!
И Вы переживёте! Если , конечно, не сотворите какую-нибудь непоправимую ошибку.
Что делать?
- Для начала, прикиньте и напишите на листочке все свои самые сильные и положительные качества! Только хорошо подумайте! Их должно набраться не меньше десяти. Подойдёт и оценка внешности, и оценка характера и даже социальные преимущества в виде законченного среднего образования. Всё-всё-всё!
- Выберите и сформулируйте цель. Не стоит сразу рваться в космос, но и ограничивать себя самыми близкими и простыми целями тоже не надо.
Цель должна быть конкретной, досягаемой и измеримой.
- Подумайте о шагах, которые помогут этой цели достигнуть. Шаги тоже надо было бы расписать. И!!!!! Шаги могут быть самые-самые малюсенькие! Но всё-таки, шаги! Понимаете? Из точки А в точку Я можно придти только, преодолев точки Б, В, Г и т.д.
- Сразу делайте первый шаг! Сразу!
Если Вы поймёте, что это не получается, то возврщайтесь к этапу тактики: снова подумайте о шагах. Возможно , Вы просто не очень точно рассчитали точки Б, В и т.д.
- Научитесь ХВАЛИТЬ СЕБЯ! Не ждите оценки окружающих! Хвалите себя сами! Поощряйте себя словом, конфеткой-шоколадкой, гладьте себя по головке!
Именно так Вы почувствуете динамику. Вы вольётесь в некий поток. Вы ощутите энергию. Это важно!
Секрет-то простой:
Чтобы что-то начало получаться, НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ!
- Просмотрите свой режим дня! Поменяйте всё, что можно поменять: привычки, распорядок, время, процедуры и т.д. Всё!
Если Вы однажды встанете в пять утра, примите ванну из тёплой воды и молока, сделаете пробежку или какое-то подобие активной зарядки, то я Вам даю просто гарантию: Ваша жизнь поменяется на самом глубоком уровне!
Вы слишком плохо знаете себя. Вернее, Вам слишком привычно то, что у Вас ничего не получается.
Не надо стремиться менять что-то на уровне социального существования. Попробуем поменять то, чем мы управляем! А управляем мы (абсолютно и до конца) только самими собой!
- Придумайте себе слова или тексты с некими заговорами-молитвами. Пусть эти заклинания (на нашем языке - аффирмации) служат Вам когнитивной поддержкой. Это будет то, что несколько отвлечёт Ваши мозги, перегруженные сомнениями и обидами.
"Всё к лучшему в этом лучшем из миров", - эта фраза Вольтера подойдёт на первых порах.
- Активно ПРОЩАЙТЕ и себя, и всех, кто доставил Вам неприятности! Активно! Для этого нужно опять же работать с собой, на уровне мыслей. "Я прощаю тебя за то, что ты и т.д. Я прощаю себя и прошу прощения у себя за то, что не такая , какой хотела бы быть".
Это всё модели. Вы спокойно можете придумать тексты сами.
- Попытайтесь наладить отношения с родными. Не дружить, не сближаться, а просто наладить отношения на уровне дипломатии.
- Займитесь собой на всех уровнях. Вы - девушка и советовать, что именно Вам делать, я ,старый пень, не буду!))))))
И помните! У Вас свой, золотой, путь в этом мире! И никто не имеет права портить Вам этот путь, бревном лежать поперёк и мешать Вам двигаться!
Пишите. Удачи. Всё будет отлично! А. Журавлёв