У меня очень низкая самооценка. Как ее поднять?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я обращаюсь к вам за помощью, потому что больше не могу сама с этим справиться. Меня зовут Виктория, мне 19 лет. У меня очень низкая самооценка, я считаю себя некрасивой, я не знаю почему, может это из-за того, что у меня на лице прыщи и остаются после них шрамы, а еще мне кажется, что у меня большое лицо, пухлые щеки. Когда я смотрю в зеркало, мне хочется уйти, не смотреть на себя. Когда я смотрю на девочек из моей группы, я начинаю им завидовать, потому что у них чистое, худое, выразительное лицо! Из-за этого я не могу общаться с людьми, я постоянно думаю, что я некрасивая и что со мной не интересно, а еще я не знаю о чем поговорить с человеком. Когда начинаю разговаривать с людьми, я у них спрашиваю либо про учебу, либо про то как у них дела, на этом мой разговор заканчивается, дальше я не знаю что еще спросить, просто могу тупо идти и молчать, хотя я книги читаю, но я все равно не знаю о чем можно поговорить с человеком! Мне даже один парень сказал, что я скучная, в тот момент я готова была провалиться сквозь землю! А когда мы с человеком поговорили об этой же учебе, в следующий раз я пытаюсь избежать разговора, потому что я во- первых не знаю о чем поговорить, а во вторых я боюсь испортить с ним, боюсь, что он подумает, что я скучный человек. А еще я не могу отвечать людям на оскорбления, вот просто когда они меня унижают, высмеивают, я стою и могу, потому что я не знаю, как ответить, а когда начинаю отвечать, у меня голос начинает дрожать, и я начинаю запинаться, не выговаривать слова. И мне после этого еще хуже становиться. Многие мене говорят, что у меня с дикцией очень плохо и по этому поводу смеются. Я каждый вечер плачу, потому что днем меня просто втаптываю в грязь, а я с этим ничего поделать не могу!!!
У меня еще плохие отношения с парнями. У меня никогда не было еще каких-то отношений с ними. Мне кажется, что я им не нравлюсь, они не смотрят на меня, а постоянно смотрят на мою подругу. Она их чем-то привлекает, а я кажется урод, который парням не нравиться. Я постоянно думаю об этом, мне кажется, что я никогда не встречу того единственного, что я всегда буду одна, и у меня никогда не будет первой любви и т.д.
А вообще я думаю этого из-за того, что меня в детстве мама всячески обзывала, когда мы делали с ней уроки, то когда я что-то не могла понять, она на меня орала, говорила, что я тупая, а когда я что-то не так делала по дому, то я была безрукая. Сейчас даже все не перечислить! Но еще не только мама повлияла, в 7 классе мне нравился парень, я ему сказала, что он меня нравиться, а он сказал, что я некрасивая, и что у меня никогда ни с кем не будет! А потом еще все это рассказал своим друзьям и распространил по школе.
Автор вопроса: Виктория Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Виктория!
Истоки уверенности в себе закладываются в раннем детстве, через принятие родителями своих детей. Конечно, если с этим были какие-либо проблемы – постоянные нарекания, недовольство и упреки от самых значимых для человека людей, испытывать трудности с обретением уверенности во внешнем мире почти «норма»! Как человек может понять, что может и на что способен, если даже в кругу семьи его достижения не поддерживались, а попытки овладеть «сложными навыками взрослой жизни» сразу подвергались резкой и унизительной критике? Это иногда сделать сложно даже взрослому, вполне уверенному в себе человеку, что уж говорить о появлении таких качеств у ребенка, который только начинает их формировать!
Похоже, что для Вас влияние этой «детской нехорошести» имеет большое значение в Вашей почти взрослой жизни.
Несмотря на кажущиеся невосполнимыми потери в деле приобретения уверенности в себе, начать вырабатывать эту самую уверенность можно в любом возрасте. Конечно, теперь на это придется потратить больше сил и времени, но результат будет обязательно.
Обычно началом для этой работы становиться очень важный этап в жизни – принятие себя, формирование своего образа и освоение «техники любви к себе». Это звучит немного пафосно, но суть проста - нужно по-любить себя (понимаю сложность самого процесса! Особенно, когда недостаточно любви родителей), принять себя и свой облик, научиться не «казнить» себя за «провалы» в общении с другими, не пытаться мимикрировать под устоявшиеся «каноны» принятия обществом.
Для этого существуют множество методик, можно прибегнуть к помощи психологов и психотерапевтом, чтобы найти отправные точки в жизни, которые мешают формированию собственного положительного об-раза и позитивного мышления, которое также необходимо для восстановления уверенности и любви к себе.
Что касается внешнего облика, который вызывает какие-либо сомнения и нарекания в свой адрес. Параллельно с тем, что Вы будете работать над психологической составляющей уверенности в себе и сможете научиться воспринимать себя как «единственную и неповторимую», дорогую и любимую, можно уделить внимание такой проблеме, как здоровье, правильное питание и здоровый образ жизни.
Как бы не казалось по-другому, организм своим внешним проявлением говорит человеку о том, что он недостаточно заботимся о том, что и сколько ест, насколько он физически активен. Поэтому очень часто высыпание, акне и прочие кожные проявления, ожирение или худоба свидетельствуют о неправильном образе жизни и демонстрируют еще и психологические проблемы, свидетельствующие о неуверенности в себе, о неспособности открыто предъявлять себя обществу, боязни отношений. Получается своеобразный замкнутый круг – человек не может строить отношения, потому что плохо выглядит или боится их, но он плохо выглядит именно потому, что боится этих самых отношений. Так организм человека реагирует на скрытую боязнь отношений, связанную с недостаточной уверенностью, опыт травматических отношений в детстве, используя как бессознательную защиту механизмы физического нездоровья. Это дает повод, до поры до времени, «списать» свои неудачи в отношения на некрасивый внешний вид и прочие внешние проявления. Поэтому, Виктория, если для Вас важно научиться строить отношения, если Вы хотите «жить на полную», быть счастливой, то ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ!
Научитесь понимать, где Ваши бессознательные страхи блокируют Ваши попытки построить отношения, восстановите собственную значимость в собственных глазах, вспомните, что значит любить и уважать себя, вспомните, что Вы как и любой другой человек, можете ошибаться, выглядеть неловко, и это не есть плохо или хорошо, это просто жизненные ситуации, которые сопровождают человека на жизненном пути, не бойтесь быть смешным, научитесь и поймите, что Вы имеете право на счастье, как и любой другой, не давайте себя в обиду, давая отпор обидчику, ощутите легкость бытия и общения с другими и все у Вас получиться, несмотря ни на что!
Начните с того, что составьте «план работы» для достижения Вами тех результатов, которые Вы хотите получить. Это просто, как и любой план, просто следовать ему сложнее, потому что самая сложная работа, это работа над собой. Но работа над собой еще и самая благодарная, потому что результат позволит Вам наслаждаться каждым моментом Вашей неповторимой жизни – Вы научитесь преодолевать собственные трудности и радоваться собственным достижениям. Большой путь всегда начинается с первого шага! Главное, чтобы Вашего желания было достаточно, чтобы сделать этот первый шаг на пути изменения себя и мира вокруг Вас. Если Вы ощущаете в себе эту силу и желание, в путь!
С верой в Ваши безграничные возможности в осуществлении собственных желаний и с уважением,
Елена Гладкова