Депрессия или просто усталость?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня беспокоит моё состояние. Я совсем перестала радоваться жизни, абсолютно ничего не хочу, постоянно чувствую усталость, даже утром. Я бы сказала, я начинаю бояться наступления утра ещё вечером. Все потому, что каждый мой день похож на другой. Я сижу дома в отпуске по уходу за детьми уже 5 с половиной лет. Старшей дочери 5 лет, младшему сыну - 2 года. И я очень вымоталась за это время морально. Не скажу, что я сильно устаю физически и целый день в делах, нет. Дело именно в моральной усталости. Я люблю своих детей, они запланированные и желанные, но последние месяца четыре они раздражают меня все больше. Я хочу хотя бы нескольких минут покоя, подхожу к окну просто постоять в тишине, глотнуть свежего воздуха. Но тут же слышу за спиной топот ножек и "мам"! И внутри у меня все сжимается от раздражения и чувства вины за это раздражение. Я закрываю окно, возвращаюсь в липкую духоту и стараюсь ласково спросить: "Что, зайка?" А вместо этого мне хочется заорать и убежать хоть в это окно. Я постоянно рыдаю и жду вечера, когда можно уложить детей спать и вздохнуть спокойно. Эта зима была просто ужасной, дети болели без перерыва, я всегда думала, что не паникую по таким пустякам, как детские сопли. В противовес моей матери, которая меня всегда залечивала, это доходило до абсурда. И я поклялась, что не буду так своих детей мучить. Но три месяца кашля меня подкосили, и я превратилась в такую же истеричку, что прислушивается к каждому дыханию детей ночью. Дошло до того, что мне каждый вдох казался подозрительным - сейчас будет приступ кашля, или сейчас стошнит - и мне мало того, что жалко до смерти малышей, так ещё придётся реагировать - давать лекарства, убирать рвоту, мыть и успокаивать, а я больше этого не могу, не могу, не могу. И я сидела вся сжавшись и не дыша и пережидала эти их подозрительные дыхания и мне казалось, что я схожу с ума. Начала пить афобазол, это немного помогло, но только немного. У меня какой-то поток сознания, я перескакиваю с одного на другое, простите. Я не могу ни с кем нормально разговаривать, я постоянно раздражаюсь в разговоре на детей, мужа, маму, его маму. С понедельника жду субботу, чтобы можно было поехать к родителям мужа на выходные. Там мне хорошо, там свекровь, которую я обожаю, там я отдыхаю. Родные знают, что я устаю, но о серьезности моего состояния не догадываются. Муж работает, недавно в новой должности, ему самому тяжело и он помогает с детьми, когда только может, но это час времени перед их сном и один выходной день. Этого мало, но требовать, чтобы муж бросил работу - идиотизм, конечно, я понимаю. Бабушки-дедушки от нас за 100 км, и напрягаем мы их только в крайних случаях. Они немолоды, здоровье оставляет желать лучшего и повесить детей им на шею хотя бы на пару дней у меня не хватит совести. Дочь ходила в сад, но всю зиму просидела дома из-за болезней. Маленькому в сад только через год, и я боюсь за это время достучаться до психушки. Няне я детей не доверю. Я хочу понять, что со мной - обычное перенапряжение и усталость или этот депрессия и нужно лечить? Мне все время не хватает воздуха, кажется, что душно. Хочется проводить по лицу руками, как-будто что-то снимая с лица. Я всегда любила читать и сейчас это моё единственное спасение, но я не могу сосредоточится на книге, каждые минут 20 я на что-то отвлекаюсь.
Автор вопроса: Марина Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Пимшина Наталья Валерьевна.
Добрый день. У Вас эмоциональное выгорание, этот феномен считают разновидностью депрессии, которая возникает от усталости, монотонности жизни. Грубо говоря у Вас кончилась энергия. Декретный отпуск, как Вы и сами уже догадались, очень тяжелая работа. И как на любой другой работе, здесь Вам тоже нужны перерывы и выходные. Полноценные, стабильные. Очень хорошо, что у Вас есть поддержка в лице свекрови и мужа. Вы имеете право на отдых, и прося о помощи не стоит чувствовать себя неловко. Стабильность отдыха важна для того что-бы Вы чувствовали себя защищенной от серой, вязкой бытовухи. Чтобы осознавали что выход есть, и не какой-то заоблачной, когда дети вырастут, а настоящий. Теперь поговорим о полноценности этого отдыха. Чаще всего мамы, когда удается провести часик без детей, хватаются за работу по дому, проверяют счета, или делают другие полезные для семьи вещи. Но это уже не отдых, просто переключение на другую работу. Вам необходимо выстроить свое личное пространство. Используйте это время полностью на себя, выйдете из дома, побудьте наедине со своими мыслями, встретьтесь с друзьями и т.д. Прекрасно что Вы читаете книги, но стоит разнообразить свой досуг, и смена обстановки будет в самый раз. Физические нагрузки очень хорошо помогают выйти из состояния эмоциональной усталости. Когда выбираетесь на выходные к свекрови, я так понимаю вы там все время вместе проводите, а есть возможность оставлять детей? Может не на все выходные, а на несколько часов. Это время можете провести наедине с мужем, встретится с друзьями, освоить какие-нибудь новые навыки (изучение языка, лепка из глины).
Заведите что-то вроде дневника. Записывайте туда все свои достижения.
Коротеньки такой вывод: меняйте обстановку вокруг себя, наполняйте себя новыми впечатлениями.
Что касается различных успокоительных средств. Можно начать принимать то что Вам помогало, или посоветоваться с врачом и попробовать новые, но помните что они не решают саму причину. Лекарства могут помочь на начальном этапе восстановления сил.
Через такое состояние проходят многие, и многие выходят из него. Просвет есть. Вам, на начальной стадии может помочь, и даже мотивировать, взгляд со стороны. Попробуйте оценить все происходящее как человек непричастный. Не критикуйте себя, и своих близких. Обратите внимание на все свои дела и обязанности со стороны. Может здесь есть что-то лишнее, а что-то можно делегировать. Рассмотрите так же все возможности. На что Вам приятнее смотреть, что приносит удовлетворение, или гордость за себя.
Я думаю у Вас обязательно все получится. Пишите мне, если будут вопросы.