Депрессия или ПТСР после замершей беременности? Как справиться без поддержки близких?

Вопрос психологу:
Я сама по профессии врач-психолог, психотерапевт. Правда совсем молодой, первый год работы после мед.университета и интернатуры.
В октябре вышла замуж за любимого мужчину, свадьба, венчание,беременность, о которой узнала накануне свадьбы, и которая была так желанной и мной и мужем. На 4 - й неделе беременности - угроза прерывания - отслойка плаценты. Родители ( папа - врач - гинеколог) настаивали, чтобы все шло своим чередом, но я плакала, умоляла сделать все возможное, чтобы сохранить ребенка. Всю беременность на гормонах, из-за чего постоянная раздражительность, нервозность, а как следствие дома с мужем ссоры и скандалы, неподобающие беременной женщине, слёзы, страх потерять ребенка. В консультации - все анализы и самочувствие замечательное, лучше не бывает. Токсикоза в 1-м триместре - ноль, как я говорила "всем беременным такого состояния желаю", пытаясь сохранять оптимизм. На 17-й неделе меня госпитализируют по скорой с угрозой, тонус матки. Новый год в больнице. Рождество - дома. УЗИ 18 недель - малыш розвиваеться хорошо, отклонений нет. На 19-й неделе начинаю чувствовать шевеления ребенка и тут - стоп! Замершая беременность на 20-й неделе. Аутолиз. Спина бифида. В дальнейшем по результатам генетики - трисомия 13-й хромосомы.
Я понимаю что с таким диагнозом мой мальчик умер бы, даже родившись, на первом году жизни. Я все понимаю. Я врач, умный человек и т.д. Ходила к психологу сразу после выписки с больницы, проделали "горячий стул", казалось удалось принять факт смерти ребенка.
Но.....Прошло уже почти 2 месяца. Я не сплю нормально уже 3 недели, у меня постоянный упадок сил и нехватка энергии,проблемы с концентрацией внимания и суицыдальные тенденции, от которых спасает только мысль о родителях и сестре, я хочу работать, а не могу. В работе с клиентами наружу вылазят свои проблемы, постоянный контрперенос. Дома с мужем постоянные ссоры и скандалы на ровном месте. Пытаюсь объяснить ему своё состояние, говорит что я себя накрутила и т.д. Я не чувствую никакой поддержки. Родители ругают за то, что я специально открываю больничный чтобы не идти на работу, т.к. из за постоянного недосыпания просто нет уже никаких сил работать , тем более в такой профессии. Обратилась к своему психотерапевту, та направила к психиатру. Выписали гидазепам по необходимости и мелитор. Даже на этих лекарствах, пока что, я не сплю ( принимаю неделю).
Я очень хочу выйти с этой ситуации, хочу снова стать нормальной женщиной. которая способна улыбаться, помочь другим людям, и приносит радость окружающим и себе самой, я хочу ребенка в будущем, но мне очень нужна поддержка, у меня нет сил справиться самой, а повторюсь, при попытке найти поддержку у мужа или родителей я сталкиваюсь с агрессией с их стороны, раздражением и обвинением в свою сторону. Ходить постоянно к психологам сейчас нет средств, много денег ушло на оперции, лечение, да й психиатр сейчас берет немало за анонимные приёмы. Как быть? Где найти ресурс и поддержку?
Спасибо.
С. 25 лет
Автор вопроса: canon Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Мещеряк Надежда Владимировна.
Уважаемая canon!
То, что Вы описали – бессонница, упадок сил, отсутсвие энергии, проблемы с концентрацией внимания и особенно, суициидальные мысли – это, действительно, симптомы, характерные для депрессии. Очень хорошо, что Вы уже обратились к психиатру. Однако, это и признаки определенных личностных проблем, которые достигли такого масштаба, что начали - буквально, мешать жить. Врач поможет Вам почувствовать себя физически лучше – постепенно улучшится сон и появится сначала нормальное, а потом и хорошее настроение, улучшится концентрация внимания (не следует ждать, что это произойдет немедленно, нужно какое-то время для получения ощутимого улучшения – до 2х недель, в зависимости от препарата). Но проблемы Ваши от этого, конечно же, никуда не денутся. Вам необходима сопроводительная (по отношению к психиатру) помощь психолога, который поможет Вам разобраться в себе и достичь внутренней гармонии, а тажке минимизировать риск возникновения таких состояний в будущем (потому, что нерешенные проблемы имеют свойства возращаться снова и снова и могут послужить толчком к возобновлению психических дисфункций). Хорошее самочувствие создаст оптимальную базу, на основе которой Вам будет легче искать и решать свои проблемы.
Суициидальные мысли и бессонница говорят о глубоком чувстве вины и автоагрессии – вы сами ищете себе наказания и наказываете себя (отсюда подавленное состояние и деперссивное настроение). Подумайте: за что вы себя вините? Почему заслуживаете смерти? Почему Вам незачем жить? Обычно ответы неочевидны и кроются в подсознании. Постепенно Вы в них, с помощью психолога, сможете разобраться детально. Сейчас же, исходя из поданной Вами (кстати, очень систематически и ) информации, я могу выделить несколько ключевых обвинений:
1. Вы подсознательно вините себя в том, что не смогли стать матерью
2. Вы берете на себя ответственность за отношения с мужем и вините себя в том, что отношения ваши разладились, за то, что недостойно, не подобающе жене и беременной женщине себя вели с ним.
3. Возможно даже, что подсознательно, Вы ощущаете вину перед погибшим малышом. Не снится ли он Вам? Если да, то как именно?
4. Вы чувствуете вину перед родителями.
Кроме этого, Вы переживаете боль утраты и чувства разбитых надежд, ожиданий. Я думаю, Вы чувствуете тревогу за будущее, которое, наверно, видится туманным, неопределенным и безрадостным. Кроме того, Вы, к сожалению, лишены поддержки родителей мужа, в чем не только нету Вашей вины, а, напротив, – Вы ее заслуживаете! В такой ситуации, да еще и учитывая воздейтсивие гормонального фона, вызванного резким прерыванием беременности, к которому ваш организм не был готов, Ваши чувства и даже суициидальные помыслы мне понятны и я Вам искренне сочувствую. Конечно, особенно учитывая специфику Вашей работы, вы не можете сейчас полноценно работать. Поскольку никто из Вашего окружения в силу каких-то своих психологических проблем не может Вам помочь, я рекомендую Вам, прежде всего сделать все возможное для себя самой для выздоровления, морального и физического. Для этого Вам необходимо выделить свои потребности и четко выставить собственные личностные границы по отношению к членам семьи. Для этого нужно время и место для уединения. Я уверенна, что до тех пор, пока Вам не станет ощутимо легче, пока Вы сами не оцените свое самочвствие хотя бы как «нормально», Вам необходимо прервать работу – либо на больничный, либо даже, в крайнем случае – увольнение. Работа не волк – Вы молоды и впереди еще очень много рабочего времени до пенсии. Успеете еще наработаться и достичь высот в провессиноальном развитии. Немаловажным фактором является также и то, что нерешенные психолигические проблемы психолога/психотерапевта являются противопоказанием к работе – Вы можете навредить своим клиентам/пациентам. Какие бы ни были причины поведения Ваших родителей, они неправы и не справедливы к Вам. Вам необходимо четко дать им понять, что это – Ваши жизнь и Вам принимать судьбоносные для себя решения.
Живете ли Вы с Вашими родителями, или отдельно? Чувствовали ли Вы себя вправе принимать самостоятельные решения относительно того, какие меры принимать для сохранения ребенка, исходя лишь из рекомендаций ведущего врача-гинколога? И приниали ли Вы их? Или Вы чувствовали столь сильное давление со стороны отца, что волей-неволей соглашались с его авторитетным для Вас мнением?
Если Вы живете с родителями и есть малейшая возможность жить отдельно – ухватитесь за нее и постарайтесь этого добиться! Если нет, но Вы имеете возможность закрыться в своей комнате и побыть одна – пользуйтесь ею. Если, все же, дома – никак, находите в себе силы и отправляйтесь на максимально возможно длинные пешие прогулки на свежем воздухе. Ритмичная хотьба и измениние окружающей среды вокруг, за счет движения, способствует выходу энергии эмоций и снижает их уровень, что помогает голове проясниться.
Об отношениях с мужем. Конечно, вам нужна его поддержка и любовь и Вы жаждете гармонии и сами очень хотите быть нежной и любящей. Но такова уж природа клинической депрессии, что человеку становится очень сложно отдавать. И не потому, что человек злой и плохой, а потому, что все ресурсы организма, и психологические, направлены на устранение неполадок, которые угрожают гармоничной жизни. Не отчаивайтесь – Вы с мужем молодая пара, на долю которой выпали тяжелые испытания в самом начале семейной жизни. (Сколько времени Вы встречались? Через сколько времени от начала встреч Вы приняли решение стать семьей? Расскажите, как это было? Расскажите о Ваших отношениях до брака.) Обычно взаимопонимание, глубокое доверие и взаимное оказание эффективной поддержки – это качества, которые нарабатываются супругами в течение нескольких лет после начала супружеской жизни. Для этого необходимо хорошенько друг друга узнать, научиться конструктивно решать конфликты и любить друг друга так, как это нужно партнеру (а не так, как тебе хотелось бы, чтобы любили тебя, потому что психологические потребности мужчин и женщин в отношениях разны вцелом и индивидуальны в особенностях). Вам сейчас нужно, чтобы муж Вам, хотя бы, не мешал восстанавливаться. Поговорите с ним. Скажите, что понимаете, что сами-то себя накручиваете (выражаясь его словами, чтобы ему было понятнее, в душе Вы понимаете, что все не совсем так), однако не так-то легко разобраться в этих чувствах и остановиться. Скажите, что Вы себя во всем очень вините сами, настолько – что возникают мысли о суициде и попросите его хотя бы не обвинять, не укорять Вас. Объясните ему, почемы Вы действительно не можете сейчас работать – что это не Ваша прихоть и попросите его поддержать Вас в этом. И, по возможности, защитить, если Вы живете вместе, от нападок родителей. Скажите ему, что Вы его очень любите и очень в нем нуждаетесь, в его утешении и ласке. Я уверенна, что он может Вас понять и поддержать.
Я могу оказать Вам бесплатную психологическую помощь, понимая, в какой Вы оказались затруднительной ситуации. Напишите мне на почту письмо и мы обсудим детали.
Все будет хорошо! С уважением, Надежда :)