Действительно ли я одинока?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Мария, мне 19 лет. Я не замужем, детей нет. Живу с мамой. Честно говоря, я не знаю, сколько лет я задумываюсь о своей проблеме. Мои родители разведены уже как 13 лет. Мама очень много работает, и у нее не получалось одновременно воспитывать меня и при этом работать, пришлось отдаться какому-то одному делу. С папой на данный момент я не общаюсь уже полгода. После развода мы с ним виделись раз в месяц, потом у него появилась другая семья, жена, которая моложе его на 30 лет, дочка. Ему было не до меня. Когда он разводился со своей женой, ему было очень тяжело в финансовом плане, и тогда он вспомнил про меня. К сожалению, это совсем перечеркнуло наше общение. Моим воспитанием занимался дедушка, которому я очень благодарна. Потому что без него не знаю, чтобы из меня получилось. Он был очень жестоким и строгим человеком, но, наверное, это правильно. К сожалению, 4 года назад он умер. В общем, суть проблемы заключается в том, что мне постоянно не хватает общения с людьми. Из всего моего круга общения интереса не вызывает только мама и папа. С ними я готова свести общение к нулю. Причем во мне нет какой-то обиды, я совершенно адекватно отношусь и к папиному поведению и тем более к маминому. Мама работает постоянно и мы с ней никогда не были близки, да мне это и не нужно. Про папу можно подумать, что во мне говорит обида, но я ее не чувствую. Мне просто все равно. Может быть, я пытаюсь перекрывать свои эмоции или что-то еще. Я страдаю от недостатка общения с друзьями. Мне очень хочется быть в центре внимания, хочется, чтобы в моем общении нуждались. Когда я прихожу домой с университета, то мне становится жутко одиноко. Хочется вернуться в ВУЗ и просто сидеть там с ребятами. Главное, чтобы не быть дома. Я всегда себе говорю, когда мне одиноко, что все мои проблемы надуманные и это все из-за моей лени. Потому что у человека, который постоянно чем-то занят, нет времени думать о проблемах.
Мне очень многие говорят, что я постоянно извиняюсь, при этом ничего плохого не делая. Но я постоянно чувствую, что перед кем-то виновата. Очень часто чувствую, что мешаю человеку, что со мной сейчас не хотят общаться. Но при этом мне безумно не хватает общения.
Автор вопроса: Мария Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Васильева Юлия Владимировна.
Здравствуйте, Мария!
Очень хорошо, что вы написали и поделились своими переживаниями, теперь мы вместе с вами разберемся в вашем вопросе и обязательно найдем для вас выход!
Прежде всего, хочу вам сказать, что в вашем случае потребность в общении и чувство одиночества имеют общий корень отверженности. Отверженность у вас появилась в детстве, во время развода родителей. Часто, маленькие дети, на подсознательном уровне, считают себя виновными в том, что их родители разошлись или поссорились. Они думают: « если мама с папой не хотят быть вместе, это лишь потому, что я себя плохо вел?» или что-то подобное. Весь негатив данной ситуации ребенок берет на себя, хотя это не всегда видно в его поведении, таким образом, в глубине души у малыша зарождается отверженность. Чувствуя себя «плохим» он теряет чувство защищенности, он перестает верить в то, что он любим и принят родителями. Поэтому вырастая, ребенок чувствует растерянность и неуверенность в себе, он сомневается в своей ценности и уникальности. Человек как- будто извиняется за то, что он есть на белом свете. Из-за низкой самооценки ему сложно развивать камуникативные связи, а так как он недооценивает себя, тем самым его недооценивают и окружающие.
После всего пережитого, что мы с вами имеем?
Мы имеем отверженность, вину и низкую самооценку – эти три причины, которые не дают вам полноценно общаться и ощущать себя принятой и востребованной. Но это можно исправить, тщательно поработав над своей личностью. Вы готовы к этому, Мария?
Прежде всего, я хочу вам порекомендовать выполнить очень важное упражнение.
В спокойной обстановке, взять лист бумаги и написать:
« Я, Мария, себя ПРОЩАЮ за….» , то есть перечислить все то, за что, вы себя осуждаете. Не торопитесь, подумайте, проследите в этот момент свои чувства и эмоции. Если вам захочется плакать, поплачьте, таким образом, вы высвободите себя из-под негативных установок в отношении себя и негативных эмоций. После проделанной работы, вы можете разорвать лист бумаги и выбросить.
Второй шаг подобен первому.
В спокойной обстановке, на листе бумаги написать:
«Я, Мария, ПРОЩАЮ отца за…..» и дайте волю своим мыслям и чувствам, позвольте вашему подсознанию освободиться от негатива, который вами завладел еще в детстве. Это же проделайте и в отношении мамы. Вы упомянули в письме, что не имеете обиды ни на отца, ни на маму, но обида могла замаскироваться в отрешенности от них. Вы как- будто отрезали себя от их жизни. Ваша психика таким образом попыталась защититься от предполагаемой душевной боли, которую вы связываете со своими родителями.
Проделав эти два непростых шага, вы сможете избавиться от вины и отверженности.
Над самооценкой вам придется поработать продолжительное время, чтобы достигнуть положительных результатов.
Я предлагаю вам, Мария, на листе бумаги выписать 20 качеств своего характера, которые вы цените в себе больше всего, например: я добрая, отзывчивая, щедрая, умная, красивая, общительная и т.д.
Этот список «хороших качеств» вам нужно будет читать вслух каждый день в течение 21 дня. Важно читать вслух, потому что ваши уши должны слышать, а ум поверить в то, что именно такой вы и являетесь.
Для того, чтобы продолжить работу над самооценкой, я вам предлагаю сделать коллаж. Запаситесь некоторым количеством различных журналов, возьмите ватман, клей- карандаш и ножницы. В спокойной обстановке, под приятную музыку, создайте коллаж своей будущей жизни. Вырезайте из журналов именно такие картинки, которые соответствуют вашим желаниям, заголовки или свои пожелания тоже можно вырезать или написать фломастером под картинками. Мария, дайте волю вашим мечтам и фантазиям, соберите свой коллаж и повесьте его на видном для вас месте, чтобы ваши глаза как можно чаще обращали на него внимание. Через некоторое время в вашу жизнь придут добрые перемены.
Для повышения самооценки также рекомендую вам, Мария, заняться каким-нибудь видом творчества. Возможно, это будет обучение игре на муз.инструменте, рисование, танцы (бальные или современные), поделки, бисероплетение, вязание и т.д. Занятия творчеством укрепят в вас уверенность в себе, повысят значимость, будут способствовать новым знакомствам и развитию общения. Это самый безопасный и мягкий вид терапии, который приносит на 100% положительный результат.
Мария, в процессе работы над своим характером, возможно у вас будут возникать вопросы, поэтому пишите, буду рада вам помочь. Или обратитесь к частному психологу в своем городе для того, чтобы пройти с ним курс восстановления. В любом случае, ваша проблема поправима и вас ожидает впереди прекрасное будущее.
Поэтому, дерзайте, у вас все получится!