Отсутствие желания общаться и выходить из дома. Недовольство жизнью.

Вопрос психологу:
Постоянные недовольства жизнью, людьми, собой.
Нет никакого желания общаться, да и в принципе выходить из дома. Друзей нет совсем, никого. Раньше было очень много, но либо люди сильно предавали меня - и я принимала решение расстаться, либо постепенно отваливались сами.
Личной жизни нет, не было никогда. Внешность на три с минусом. Редчайшие проявления знаков внимания воспринимались больше как насмешки, чем как шанс. Были знакомства в ночных клубах, когда ты весь вечер смеешься и целуешься, а на утро не берешь трубку. (Нет, асексуальностью не страдаю).
Живу одна. На данный момент единственный круг общения – это работа, но и там всё и все раздражают. Не могу слушать их разговоры – кто чем ужинал, кто какие джинсы купил - скучно. Бывает, срываюсь и откровенно прошу не отвлекать. Сама работа представляется ненужной, бездонной, кажется, что я не справляюсь и зря занимаю место, хотя мне говорят обратное. Вообще, работы у меня две, еще учусь на курсах повышения квалификации - это помогает максимально занять свободное время. Были надежды найти друзей на учёбе, но и там мне тошно от их разговоров и общей бессмысленности.
Страдаю от ОКР (но это не точно) – до посинения дергаю ручку двери, выключаю из розеток все приборы, перекрываю воду при каждом уходе из дома и т.д. На то, чтобы покинуть квартиру требуется около 15 минут.
Общее состояние – дерганое раздражение, спокойствие только дома и только в одиночестве.
После того, как бросила курить - моральное здоровье и поганый характер ухудшились в разы. Прекрасно понимаю, что со временем проблема моя растет и укрепляется. Постоянно вспоминаю весёлую молодость, когда были друзья, и хоть какие-то надежды, все время думаю, что опоздала, упустила и с каждым годом становится хуже. Что жизнь моя не сложилась и у меня полные провалы по всем статьям. Хотя, прекрасно понимаю, что никаких серьезных проблем у меня нет и мешает мне только моя больная голова.
Короче, отталкиваю людей, не интересуюсь их жизнью, не допускаю в свою – очень страдаю от одиночества и хочу, чтобы меня все любили.
Постоянно чувствую общую бессмысленность жизни, не радует ничего, пью раз в неделю в одиночестве – пожалуй, это единственное действо, которого я жду. Что делать дальше - не знаю.
Автор вопроса: Светлана Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Фокина Елизавета Вячеславовна.
Уважаемая Светлана!
Пытаясь «прощупать» написанное, чтобы «увидеть» Вас, Ту, которая создавала эти строки, находясь в отчаянии, а может даже от скуки, я понимаю, что слова утешения - это совершенно не тот путь, который Вам сейчас поможет. И знаете почему? Это не просьба о помощи, Ваше письмо - оно о другом. Оно повествует из глубин Вашей повседневности: угнетающей, тревожащей и вместе с тем - привычной и удобной.
Вы написали, но готовы ли услышать ответ? Посмотреть на себя со стороны и заметить тот момент, когда станет неприятно и больно читать дальше? Ведь сейчас Вы мне открылись, и я очень благодарна Вам за это! Но сможете ли Вы найти в себе силы, чтобы не обвинить меня в попытках прикоснуться к Вашим болезненным ранам? Вы же ИХ оберегаете и лелеете там, в своем горьком одиночестве?
Сейчас Вы похожи на оголенный провод. Каждый косой взгляд и неосторожное слово заставляют напрягаться и прятаться еще глубже в безопасную атмосферу своего уютного мирка: «спокойствие только дома и только в одиночестве». Ваша точка накала находит разрядку в ОКР (кто ставил диагноз?) и выпивке. И я смею предположить, что даже искреннюю попытку помочь Вам Вы можете расценить как насмешку или издевательство, как повод еще больше отдалиться и забаррикадироваться.
И все же, если Вы не утратили окончательно интерес к людям и жизни, позвольте мне продолжить...
Ваше письмо словно пришло одновременно из двух измерений: далекого прошлого и вероятного будущего. С одной стороны, оно трогательное и чистое. Аккуратные печатные буковки, выведенные маленькой шестилетней девочкой, всеми отвергнутой и забытой. Сколько боли и обид! Доверчивый милый ребенок и его первые детские умозаключения: «наверное, я некрасивая», «мама-папа меня не любят», «такая как есть, я никому не нужна», «я зря занимаю место», «миру доверять нельзя». Вы разрываетесь между неудовлетворенной естественной потребностью в близости «хочу, чтобы меня все любили» и чувством предательства. Словно зависли между желанием любви и страхом ее желать.
С другой стороны, мне будто пишет разочарованная, ворчливая старушка, которая прожила всю жизнь в своем коконе, так и не познав радости бытия. Ненавидя и презирая себя и всех вокруг, она «отталкивала людей, не интересовалась их жизнью и не пускала их в свою». Выстроила стену вокруг себя, страдая при этом от одиночества. Всю жизнь нуждаясь в людях, из-за страха быть отвергнутой и униженной, она даже не сделала попыток к ним приблизиться.
И несмотря на все это, для Вас, Светлана, есть прекрасная новость! Вы уже давно не беспомощный ребенок, и слава богу, далеко еще не дряхлая старуха. Вы находитесь не в прошлом и конечно же не в будущем. И весь фокус лишь в том, чтобы почувствовать свое настоящее, принять печали и горести, как они есть, выстоять, отпустить и идти дальше. Как долго Вы еще будете жить прошлыми недочетами? Сколько еще нужно времени, чтоб Вы насытились своими переживаниями?
У Вас уже есть необходимый ключ к переменам, правда он пылиться где-то в кармашке потертого халата. И ЭТО - Ваше внутреннее состояние взрослой, зрелой, сильной женщины. Женщины, которая научилась выживать без самого главного - без любви. А что может закалить душу еще сильнее?
Скажите мне, пожалуйста, как Вам это удалось, Света? Что внутри Вас есть такого, что позволяет успешно справляться с двумя работами одновременно и при этом еще учиться на курсах повышения квалификации? Загляните в себя поглубже, что Вы там видите? Скорее всего, обнаружите что-то интересное. Что именно толкает Вас вперед? Вы же прекрасно понимаете: «со временем проблема только растет и укрепляется» и с этим надо что-то делать прямо сейчас, иначе бы Вас не было на этом сайте. Не правда ли? На что оно похоже? Благодаря Чему, та маленькая девочка смогла выжить посреди боли и одиночества? Ведь другие в подобных ситуациях не ищут ответов и выпивают не раз в неделю, а давным-давно спиваются. Что удерживает Вас на плаву? Опираясь на Что, Вы сможете сделать первые робкие шаги навстречу себе и людям?
"Постоянно вспоминаю весёлую молодость, когда были друзья, и хоть какие-то надежды, все время думаю, что опоздала, упустила и с каждым годом становится хуже. Что жизнь моя не сложилась и у меня полные провалы по всем статьям» - Вы накрепко вцепились в несуществующую реальность в своей голове, не оставив Настоящему никаких шансов, от этого вся боль.
Светлана, что за «статьи», о которых Вы упоминаете? Чье это руководство к жизни? Складывается впечатление, будто Вы провалили важные экзамены. Кто из окружения всегда лучше всех знал, что для Вас будет правильно? А если предположить, что все это время Вы держали курс не в ту сторону, и как следствие - постоянные недовольства жизнью, людьми, собой? Люди часто приносят в жертву собственные интересы, ради чужих ценностей, создавая таким образом внутренний раскол и повышенную тревожность. Своей жизнью жить запрещено, а чужой - безрадостно.
Осознав свое напряжение и закрытость в отношениях, поступках, в теле, мыслях и эмоциях, Вы сможете наконец-то «расслабиться в себе», в своем несовершенстве и безумии. Позвольте себе быть счастливой с кривыми ногами и оттопыренными ушами - этого достаточно, чтоб начать нравиться людям. Проблемы создаются, по большей степени, нашей зацикленностью на внешности, чем внешностью как таковой. Чем усерднее мы пытаемся спрятать свои слабости и недостатки, чем крепче держим оборону, тем жестче и некрасивее становимся.
Светлана, как далеко Вы отошли от своих истоков? Может Вы давно изголодались по маленьким человеческим радостям: поделиться эмоциями и впечатлениями, поболтать о джинсах, о еде, да просто ни о чем!? Не ради сухой информации, а ради самого процесса взаимодействия и той живой энергии, которая струится между людьми в разговорах.
И не сейчас ли самое время, чтобы поискать живительный родничок внутри себя? Скорее всего, он засорился болью, обидами и злостью, ненавистью, претензиями, отвращением и страхами. Душа начинает исцеляться тогда, когда Вы направляете на нее свое внимание и заботу. Терпеливо, потихоньку. И главное здесь лекарство - это прощение, принятие и любовь. Обратить внимание внутрь себя без претензий. Принять все таким, как оно есть. Простить себя, простить родителей, простить всех тех, кто оставил на сердце порезы, разрывы и даже мелкие царапины. Невозможно двигаться дальше, когда все гноится и болит.
И напоследок, открою Вам небольшой секрет. Для Любви нет преград, но она смиренно будет топтаться за Вашим порогом и не войдет в дом, если Вы сами ее не пригласите. Когда глубоко внутри укореняется убеждение, что я - человек недостойный любви, я никогда не смогу поверить, что это чувство возможно в моей жизни. Подсознание с удовольствием коллекционирует и свято чтит подобные установки. Тогда как все остальные неприятности в жизни - всего лишь круги на воде.
Камень в Вашу душу был брошен давным-давно, и не по чьей-либо вине, а по неосознанности. Но брошен был с такой силой, что Вашу лодку до сих пор раскачивает. Вы страдаете от одиночества. И мне хочется крикнуть Вам: прекратите это немедленно! Вы взрослая женщина. Перестаньте жалеть себя! Пусть вода успокоится, тогда Вы легко поймаете волну. Отпустите сопротивление и Вы увидите, как это прекрасно быть открытой! Какие закаты! Какие кувшинки! И каким же огромным будет удивление, когда вдруг окажется, что в Вашей, полной одиночества лодке, все время кто-то плыл рядом!
С уважением, Елизавета.