Одиночество и апатия. Социофобия?

Вопрос психологу:
Ранее мне и в голову не могло прийти, что я буду страдать от одиночества и апатии. В детстве я была очень позитивным, веселым и коммуникабельным ребенком. Конечно, как и у любого человека, у меня есть свои трудные черты характера. Я была вспыльчивой, ранимой и упрямой. У меня не было оравы друзей, но класс был очень дружный. Были две лучшие подружки. И класса с пятого-шестого началась вот эта эпопея с переменными "я с тобой не дружу\я с тобой дружу". Меня это очень обижало, я крайне болезненно воспринимала такие предательства, но всегда держала лицо и не показывала этого. Обстановка в семье тоже не способствовала хорошему настроению. А после 8 класса и вовсе пропало всякое желание общаться с людьми. У меня установилось что-то вроде психологического барьера(?), потому что я боюсь подпускать их близко к себе. Появился пунктик на внимание человек к моей персоне, я стала в этом плане очень требовательна. Из-за этого общение так же не клеилось. При этом мне часто говорили люди гораздо старше, что я очень симпатичная и очень добрый человек. В конечном итоге, все свелось к тому, что я имею сейчас. Низкая самооценка, одиночество, апатия и странного вида социофобия (не знаю, как иначе это назвать). Я не считаю себя человеком умным или красивым, никогда не считала, шутки по поводу своей внешности воспринимала спокойно и сама могла шутить (даже злорадствовать). При этом всячески критикую свой внешний вид и отрицаю какую-либо положительную оценку оного. У меня нет друзей, да я и не горю желанием знакомиться с кем-либо. Сложно назвать это апатией, но я не могу делать что-либо, кроме тех вещей, которые мне действительно хочется делать. Из-за этого отношения в семье так же не складываются благополучно. Я мало говорю, а по словам матери и вовсе "живу в своем мире". Родительницу это очень беспокоит, вплоть до ссор и истерик с ее стороны. Но я лишь сильнее закрываюсь. Мне вполне комфортно в своей ракушке, но родня негодует, что "я не познаю прелести жизни". Я хожу гулять только в одиночестве. Мне не нужна компания, не считая моих наушников и любимой музыки. Конечно, гораздо проще сидеть и ныть об этом, чем что-то менять в своей жизни, но в этом-то и дело, что я боюсь что-либо менять, а может просто не хочу. Меня ужасно раздражает, когда кто-то нарушает мое личное пространство, когда кто-то пытается лесть мне в душу. Но сейчас уже просто пик какого-то подросткового кризиса. И я не знаю, что с этим делать, потому что все это оборачивается крайне унылым состоянием. На людях я могу улыбаться, но на самом деле, мне каждую секунду хочется плакать. Отсутствие личной жизни так же не прибавляет позитивных эмоций. И на самом деле я вообще без понятия, зачем все это пишу.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Екатерина!
Так уж случилось, что из всех живых существ на земле, человек наименее приспособлен жить в одиночестве. Это касается и ранних периодов его жизни, когда без посторонней помощи он лишен возможности выжить физически, так же происходит в другие периоды, но здесь уже важнее выживание психологическое.
То, что происходит с Вами, тем более, что это состояние Вам самой доставляет дискомфорт, не должно происходить ни с кем! И то, что Вы оказались в этой ситуации должно натолкнуть Вас на то, чтобы пересмотреть свое отношение к себе и окружающему миру. И начать все это необходимо с детства, тем более, что этот период еще не отошел в небытие памяти в силу Вашего возраста и можно «править по-живому», чтобы принести в Вашу жизнь так необходимые Вам изменения.
Думаю, что помимо описанных Вами ситуаций с «качелями дружбы» с Вашими «лучшими подругами», большое значение играют Ваши отношения с Вашими родными и вообще отношения в семье, о котором Вы лишь вскользь упомянули, как доставляющем неприятности. Возможно, их неумение или нежелание интересоваться Вашим внутренним миром, отзываться на Ваши достижения гордостью и радостью или на Ваши неудачи сочувствием и поддержкой, вынудили Вас отказаться от надежд быть понятой и принятой без осуждения и условий и полагаться в некоторых, а может быть и в большинстве испытаниях, которые уготовила Вам жизнь, только на себя саму. В таком состоянии очень быстро привычка полагаться на кого-то, на чью-то поддержку и отзывчивость отпадает как корочка на затянувшейся ране и человек перестает доверять окружению, сокращает количество контактов с ним, поскольку не надеется быть понятым и принятым таким, как он есть, а меняться в угоду временным требованиям кого-то, кто будет также ненадежен, какими оказались близкие ему люди, он либо устал, либо это не в его характере. Тогда одиночество для него становится спасением собственной целостности, собственного «Я». Но оно же становится для него наказанием, поскольку социальная зависимость его никуда не девается только по одному его желанию, а настоятельно требует быть проявленной и признанной. Так он и мучается – в добровольной изоляции, в постоянной потребности быть с кем-то, кто окажется родственной душой, спутником в увлекательном путешествии по космической галактике под названием «Жизнь».
И дело здесь не только в подростковом кризисе, о котором Вы упоминаете. Дело здесь в приобретенной манере строить свои отношения с окружающим миром, в уровне доверия к нему, которое категорически недостаточный!
Что с этим делать? Да много чего, по большей части, интересного и полезного для себя. Это работа над своей историей и ее переосмыслением под руководством опытного специалиста индивидуально или в группе. Это понимание причин своего поведения, нацеленного на изоляцию и поиск новых, которые помогут выйти из этого замкнутого круга. Это работа с собственными эмоциями, их определением, их проявлением, причинами их удержания и сокрытия, возможностью их безопасного предъявления миру и себе.
В прекрасной пьесе «Обыкновенное чудо» есть фраза, правда она об влюбленных, но на мой взгляд, она обо всех, кто усомнился в смысле своей жизни или потерял в ней ориентиры: «Одиночество опасно для влюбленных! Оно лишает их сил для жизни и возможности быть вместе с теми, кто им нужен больше всего на свете!»
Человеку нужен другой человек, другие люди рядом, потому что тогда он может ощутить то, что не сможет в одиночестве, то, что он кому-то нужен, кто-то нуждается в нем, кто-то любит его и дорожит им.
Прочь хандру и апатию! Вперед, навстречу себе счастливой, веселой и жизнерадостной.
А на родню не обижайтесь! Возможно, ей просто страшно встречаться с тем, с чем Вам приходится жить, с одиночеством! И они просто стараются не замечать это страшилище, всеми силами радуясь тому, что ДОЛЖНО радовать!
С уважением, Елена Гладкова