Поиск по сайту

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня такая проблема. Мне очень трудно поддерживать разговор, я постоянно молчу. Когда передо мной собеседник, в голове появляется пустота. И если говорю, то очень мало, в разговоре часто концентрируюсь на том, что сказать. Из-за моего молчания мне становится очень неловко, и поэтому я стараюсь избегать разговора, людей.
Когда мне было 2 года, родители развелись, воспитывали бабушка с дедушкой. В детский сад не пошла, со мной сидела соседка, когда бабушка с дедушкой были на работе. Бабушка с дедушкой меня любят, всегда хотели мне дать все, что я хотела. Маме я была не нужна, видела ее редко, она постоянно пила и гуляла со своими друзьями. Папу тоже видела редко, он уехал в другой город, но каждое лето приезжал ко мне в гости. Постоянно плакала, очень хотела к маме, но со временем к этому привыкла. Мама появлялась дома, но редко. Потом мама второй раз вышла замуж (мне уже было тогда 7 лет) , с мужем они переехали в новую квартиру, а я решила остаться с бабушкой и дедушкой. С этого времени стала маму видеть чаще, с ней хорошие отношения, никогда не ссорились. С отчимом тоже сложились хорошие отношения, часто приходила к ним в гости. Сначала я не могла привыкнуть, что мама живет отдельно, хотела, чтобы мы жили все вместе. Из-за этого постоянно переживала. Мама продолжала пить, с отчимом они постоянно ругались, и в конце концов они разошлись. Тогда мне было уже 16 лет. Маму опять стала видеть очень редко, она постоянно была у друзей, невозможно было дозвониться, не знали, где она. Проходит примерно год, и она выходит замуж в третий раз. После этого все вроде наладилось, мама перестала пить, видимся каждую неделю. С её мужем у меня хорошие отношения. От этого брака родился ребенок, чего я очень почему-то боялась, для меня это было сильным ударом. Когда узнала, что мама беременна, хотелось просто умереть. (В семье я была до этого единственным ребенком). Но и это всё прошло, я привыкла. С мамой сейчас хорошо общаемся, никогда не ссоримся, за прошлое на нее не хочется обижаться, главное, чтобы этого больше не повторилось. С папой вижусь каждый год. Я до сих пор живу с бабушкой и дедушкой.
Возможно, что моя проблема связана с детством. Мне говорят, что я всегда была стеснительной и молчаливой. Сама замечать это я стала, когда мне было примерно 12 лет, до этого я не обращала на это внимания. С 12 лет я начала чувствовать, что мне часто нечего сказать, что я постоянно молчу, что со мной скучно. Заметила, что подруги сторонятся меня (у меня их было две). И чем старше я становилась, тем все больше стала это осознавать, и в конце концов сама стала избегать людей. Я решила, что со мной просто никому не интересно. Я старалась смотреть различные фильмы, читать книги, чтобы научиться поддерживать разговор и не молчать, но это не помогает. Я чувствую, что очень замкнулась в себе, а иногда так хочется о чем-нибудь с кем-нибудь поговорить. Когда поступила в ВУЗ, стала замечать, что сначала люди ко мне тянутся, но я их отталкиваю своим молчанием, хотя очень этого не хочу. В группе ко мне относятся все хорошо. Но я ОЧЕНЬ СТЕСНЯЮСЬ(!!!) своего молчания, поэтому когда меня кто-нибудь из группы зовет вместе пойти куда-нибудь, я отказываюсь. Мне просто кажется, что со мной скучно и неинтересно. Говорить, поддержать разговор могу максимум минут 10, потом наступает молчание, очень стыдно за себя. Иногда вообще при разговоре появляется пустота в голове, и начинается паника от того, что нечего рассказать. Я очень не хочу, чтобы окружающие видели меня такой. Молчу всегда, как при разговоре с одним человеком, так и в компании, на занятиях тоже.
Я пробовала принять себя такой, какая я есть, но не могу, смотрю на общительных людей и хочу быть такой же, сама молчаливых не люблю. В общем, я хочу перестать молчать и стать более открытой. Практически каждый день думаю об этой проблеме. Что мне для этого нужно делать? Можно ли измениться? Спасибо!
Автор вопроса: Алиса Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Опалева Александра Александровна.
Алиса, добрый день!
Возможно ли, что молчание вызвано тем, что на вас обратили внимание, смотрят, ждут ответа? Может проблема в том, что вы теряетесь, когда на вас обращают внимание, а убежденность в своей неспособности вести разговор только следствие.
Если так, то возможно есть что-то, что вам не нравится в себе, и из-за этого хочется спрятаться, чтобы другие тоже не видели. В этом случае, пока не выясните, что вас так пугает, дальше будет сложно сделать шаг.
Напишите письмо себе, как будто в вас два разных человека. Один - взрослая девятнадцатилетняя девушка, другой - маленькая Алиса (возраст, думаю, сам представится вам). Спросите у Алисы, что ее беспокоит, спросите о ее страхах, желаниях, все, что придет в голову, напишите. Через небольшой промежуток времени (день-два) напишите ответ от маленькой Алисы взрослой. Продолжайте переписку пока не почувствуете, что выговорились. Обязательно поддержите маленькую Алису, опишите все ее достоинства и достижения, чтобы поднять ее уверенность в себе.
Как установите связь с внутренним ребенком, то можно приступать и к проигрыванию воображаемых диалогов с разными людьми. В слух, перед зеркалом. Не нужно резкой критики, старайтесь смотреть на себя как на знакомую. После диалогов, ответьте себе, приятно ли вам было общаться с этой девушкой? Интересно ли было, весело? Попробуйте описать ее внешность, с указанием достоинств. Проигрывайте диалоги пока не поймете, что вы - единственная в своем роде, что вы не обязаны щебетать, возможно вы наблюдатель, и в этом ваша сила, что все ваши комплексы из-за высокой критичности по отношению к себе. После этого начинайте по-тихоньку разговаривать с друзьями, сегодня одно предложения, завтра уже два, и не забывайте смеяться над собой.
Любите себя и берегите.