Надлом психики из детства. Как преодолеть барьер неуверенности?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Так уж вышло, что когда мне было 5-9 лет мои родители сильно ссорились и даже дрались (иногда). Папа, тогда изменял маме с моей первой учительницей (как вы уже поняли как раз в период начальной школы). Мой первый преподаватель меня подставляла каждый день, и отец кричал на меня и бил маму. В итоге, родители развелись, когда мне было 9 лет. Мама почти сразу сошлась с мужчиной, который только освободился из заключенных мест. Сначала он хорошо ко мне относился, затем мы стали с ним ругаться и он срывался на меня и на маму, он очень сильно усложнял мою жизнь. Мой день начинался с мысли- "Какую предсмертную записку я напишу сегодня?", в дальнейшем он даже пытался меня изнасиловать, но слава Богу безрезультатно. (Он жил с мамой 3 года) Папа в это время женился на учительнице (другой) математике в другом городе и, зная, как я тут живу позвал жить к нему. На тот момент я так устала от отчима, поэтому я согласилась и переехала к папе. Там меня поджидал новый сюрприз! Я сразу не понравилась жене отца, она всячески издевалась на до мной и своих дочерей подговаривала. Я выдержала всего год, и ухала обратно к маме. Мамуля выгнала отчима и мы наладили отношения, дальше я закончила школу, окончила колледж с 2-мя красными дипломами, поступила в университет.
Я панически не могу общаться с мужчинами, у меня нет друзей вообще, я всегда одна (сама в себе), хотя по суждениям людей я целеустремленный и уверенный человек.
Я стараюсь копаться в себе сама и решать свои проблемы, но с этой справиться не могу, и я понимаю, что исток этой проблемы в надломе психики из детства. Помогите, пожалуйста поставить курс на решение проблемы. Спасибо за помощь!
Автор вопроса: Юлия Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Юлия, здравствуйте!
У Вас есть выбор: жить прошлым, постоянно ссылаясь на него и оборачиваясь, объясняя и оправдывая все прошлыми проблемами, жалея себя. Или отказаться от позиции жертвы и начать жить счастливо.
Очень сложно анализировать человека по такому короткому письму. Любые предположения могут быть пальцем в небо.
Но Вы попросили о помощи и я постараюсь дать вектор (направление) для развития, как я это увидела из письма.
Немного смущают Ваши воспоминания из детства. Психология человека такова, что он при воспоминаниях часто искажает прошлое (проводились подобные исследования). В этом заключена, как проблема, так и выход из темной комнаты. Многие люди вспоминают детство, как счастливое. даже если и были сложности. В Вашем случае это наоборот. Вполне возможно, что на Ваше восприятие и воспоминание повлияло восприятие Вашей мамы и её обиды на Вашего папу.
Давайте рассуждать, как взрослые люди. Приносят ли Вам счастье Ваши воспоминания и Ваше восприятие Вашего прошлого? Приносят ли счастье Вам Ваши обиды и разочарования? Если ответ нет, то тогда зачем их носить с собой?
Проделайте такой эксперимент: возьмите рюкзак (можно даже новый красивый, который Вам нравится). Сложите туда старую, грязную ненужную одежду, обувь. Сложите туда мусор. Положите туда гнилую картошку, гнилой лук. Жалко пачкать рюкзак? Складывайте. Набейте мусором полный рюкзак и поносите его на себе несколько дней. Прочувствуйте на себе и груз (тяжесть) и запах и чувство ненужности. Представьте, что этот мусор это все Ваши обиды, все проблемы из детства. А теперь с огромным удовольствием выкиньте весь мусор на помойку. Постирайте рюкзак (желательно руками, представляя как Вы вымываете, очищаете свою историю, свою душу), прополощите рюкзак в самом приятно пахнущем ополаскивателе. Теперь с большим удовольствием будете пользоваться рюкзаком? Наденьте его и почувствуйте разницу, легкость и т.д.
Все дело в том, чтобы открыться новому необходимо отпустить старое.
Для того, чтобы жить дальше счастливо, а как я понимаю такова Ваша цель Вам желательно простить Ваших родителей (папу, маму), учительницу, отчима, жену Вашего папы, себя. Техник прощения много, Вы сможете выбрать ту, которая подойдет именно Вам.
Значит первое - это ПРОЩЕНИЕ!
Второе - это ПРИНЯТИЕ. ПРИНЯТИЕ себя такой, какая Вы есть, других такими , какие они есть со всеми особенностями (то, что Вы называете недостатками можно назвать особенностями).
Поймите, что Родители Вас любили. любили, как умели, как могли, как сами умели, возможно как их любили. И между собой общались тоже как на то время их жизни могли.
Третье - это БЛАГОДАРНОСТЬ.
За что Вы можете быть благодарны родителям, жизни. Найдите это в себе, придумайте и пропишите. Заведите дневник благодарности.
Есть еще очень хорошее упражнение. Это возможность переписать свою биографию.
Начните описывать свое прошлое. Но постарайтесь это сделать по другому. Начните вспоминать хорошее из своего детства, даже самую малость (например Вам улыбнулись). Записывайте это. Каждый день записывайте новое позитивное воспоминание из своего детства. Вспоминайте и записывайте любые проявления любви Ваших родителей к Вам. Делайте это не менее 2 месяцев. изменения точно будут.
Теперь можно сделать вот еще что. Проанализируйте свою жизнь с точки зрения получения опыта. Какой опыт, какую пользу Вы смогли извлечь из Вашего прошлого, Ваших трудностей? Если Вы научитесь воспринимать персонажей из прошлого, как своих учителей, то это сильно поменяет Вашу жизнь. так же можно относиться и к жизни в настоящем.
Дорогая Юлия, я не призываю Вас поощрять грубость и насилие или полностью склонятся перед этим. Я призываю отказаться от позиции жертвы. Можно уметь отстоять свои права и даже наказать преступника (это делать важно), но при этом суметь простить и отпустить и не считать себя жертвой, которой опять не повезло. Вы приобретаете опыт.
Есть такое мнение, что пока люди остаются в условиях собственного ощущения бессилия, жертвы, обвиняя либо себя, либо других, либо обстоятельства, их Души (можно это назвать и подсознанием) будут представлять те же тяжелые уроки, чтобы заставить их увидеть смысл. Это почти цитата, но простите, что не помню откуда именно.
Важно ВЫЙТИ из старых болей, воспоминаний, замутняющих Ваш взгляд на жизнь, и продолжить уже из Вашего нового внутреннего пространства радости и позитивного мышления. Есть такое мнение древних мудрецов: что внутри, то и снаружи.
Почитайте биографии многих очень известных людей, чьи истории поразительны тем, сколько трудностей и проблем они пережили, НО они все равно смогли стать счастливыми.
Внимание! один нюанс: если есть в Вашей жизни моменты, из-за которых Вы впадаете в психологическую травму (есть критерии по определению этого состояния: реакция на человека или/и ситуацию, слова, действия чрезмерная!!!, аффективное состояние, фрустрация, т.е. вместо нормальной реакции появляется жуткий страх, транс, оцепенение, потеря памяти, потеря воли, тремор, излишняя потливость или наоборот холод по телу, тахикардия, паника, неконтролируемая истерика, неадекватность поведения. когда мелочь воспринимается как вселенский кошмар) то тогда есть смысл и даже желательно обратиться к психологу на прием, чтобы скорректировать именно это!
Юлия, Вы пишите, что всегда одна. Вам комфортно быть одной или Вы все таки хотите это изменить? Тогда необходимо начать действовать в этом направлении. Запишитесь в секции групповых видов спорта, парные танцы. Здесь можно начать учиться доверию партнеру (не важно мужчина или женщина). Можно сходить на групповые тренинги!!! Общение это навык, которому надо научиться, если он не сформирован. В институте я думаю таких возможностей будет масса. Если в институте будут давать групповые задания, то пересильте себя и приссоединитесь к кому то или предложите приссоединиться к себе, если у Вас будут идеи (уверена, что сокурсники с удовольствием согласятся). Страшно только начать. Но выбор всегда за Вами. Представьте свою жизнь такой как сейчас и через много лет. а теперь представьте свою жизнь, если Вы начнете меняться. Хотите этого? Тогда действуйте!!! Нарисуйте, напишите свое позитивное и конструктивное будущее с друзьями.
по поводу страха перед мужчинами. Если Вы простите папу и отчима, то уже станет полегче. Когда идете по улице или еще где и видите мужчин, то начинайте сочинять про них позитивные истории, представляйте кто они такие и какая у них жизнь, но представляйте, что они хорошие люди, мужья, отцы, братья, друзья. Не торопите себя при общении с новыми знакомыми. Начинайте общаться, но сначала как бы наблюдая со стороны, а дальше ПОСТЕПЕННО мелкими шагами можете приближаться или приближать к себе людей (мужчин). Начните с дружбы. На эту тему много написано статей.
Вам для начала надо вернуть мир внутри себя. как мне это видится. А общение и связи с другими людьми это следующий шаг. Я уверена, что Вы очень интересный и глубокий человек (именно пережитые события дали вам ту глубину и мудрость, способности) и люди потянутся к вам, как только Вы будете готовы принять и приоткрыться.
Дорогая Юлия, я желаю Вам счастья! У Вас все получится!
Вы достойны самого лучшего для Вас!