Что нужно изменить в себе, чтоб начать здоровые крепкие отношения?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Ровно 24 года я одна. У меня не было отношений, хотя вниманием со стороны мужчин я не обделена. Многие говорят, что у меня завышенные требования, хотя я считаю их вполне адекватными. Я сама стараюсь держаться определенной планки, занимаюсь саморазвитием, путешествую, занимаюсь спортом, изучаю языки и тд. И конечно хочу равноценного партнера для жизни, который будет соответствовать моему уровню. Не ниже, не выше. Я готова принимать некоторые недостатки партнера, я понимаю, что идеальных людей не существует, но я не собираюсь понижать планку в выборе мужчины, чтоб все время оглядываться назад и подгонять его. Проблема еще и в том, что у меня достаточно жесткий характер, наверное он выработался еще с детства. С семьей у меня мягко говоря натянутые отношения. Меня особо никогда не баловали лаской и похвалой. Очень часто отталкивали и критиковали. И часто при общении с мужчинами у меня начинают вырастать мои колючки, начинаю быть пассивно-агрессивной. Не могу быть нежной, сразу начинаю чувствовать себя слабой в такие моменты. Хочется стать более мягкой, но постоянно кажется, что тогда я стану уязвимой и каждый сможет меня обидеть. А иногда меня просто охватывает паника от мысли начать с кем-то отношения. Чувствую себя в такие моменты нелепо, так как не имею никакого опыта отношений. Боюсь быть недостаточно хорошей для своего любимого, боюсь не дотягивать до его уровня. Боюсь близости. Не умею принимать хорошее отношение к себе, так как привыкла все время защищаться и не знаю как себя вести, когда к тебе относятся хорошо. Я просто теряюсь в такие моменты. Что нужно изменить в себе или может поменять свое отношение к чему-то, чтоб начать здоровые крепкие отношения? Спасибо.
Автор вопроса: Катерина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Бирюкова Светлана Генадьевна.
Здравствуйте, Катерина! К сожалению, невозможно дать инструкцию, по которой Вы легко сможете измениться. Мой ответ и курс психотерапии совершенно неравнозначны, надеюсь Вы это понимаете.
Я Вам задам вопросы, Вы просто можете поискать внутри себя на них ответы, уже это может в некоторой степени помочь и активировать некоторые внутренние механизмы психики для изменений.
Ощущение, что Вы бесконечно мягкая и нежная внутри, но сверху покрыты непробиваемой броней, которая еще и становится колючей при попытках приблизиться к Вам. И если я правильно поняла Вы слишком сильно боитесь открыться, боитесь, что та нежность и мягкость, которая внутри пострадает от вмешательства инородного. Я не знаю, может, это страх, что Вам сделают больно или страх того, что почувствуют, какая Вы есть на самом деле?
Какая Вы на самом деле? Вы сами понимаете и принимаете себя? Какие у Вас ценности? Что для Вас важно в жизни?
....Ровно 24 года я одна. У меня не было отношений.. - Я одна, это означает, что Вы одиноки? Отсутствие отношений и одиночество для Вас равнозначные понятия? вы одиноки среди людей? Вас никто не понимает? Вы ни с кем по-настоящему не близки? Или я одна означает просто факт отсутствия постоянного партнера..
....И конечно хочу равноценного партнера для жизни... - какие критерии равноценности Вас и партнера для Вас существуют? Партнер должен заниматься спортом в том же объеме? Он должен заниматься саморазвитием в том же объеме, что и Вы? Он должен путешествовать столько же, сколько и Вы? Он должен изучать языки, также как и Вы? У него должен быть определенный уровень дохода? Какие конкретно в Вашей голове существуют критерии равнозначности? Равнозначность - очень абстрактное понятие само по себе и может служить просто некоей причиной, которой Вы сами себе объясняете свое нежелание открыться другому, начать доверять, свой страх..
Есть ли у Вас некий чек-лист критериев равнозначности Вас и партнера или как Вы понимаете, что он не подходит?
По Вашим словам, Катерина, Вы хотите, чтобы он соответствовал Вам, Вашей высокой планке, тому пьедесталу, где находитесь Вы и одновременно боитесь не соответствовать его уровню, когда он будет стоять на этом Вашем же пьедестале.
Я ощущаю, что есть некий пьедестал, некая планка, которой Вы сами не соответствуете, Вы смотрите на этот пьедестал снизу, далее Вы ставите предполагаемого партнера на этот пьедестал и боитесь его, потому что сами то Вы внизу и только смотрите на этот пьедестал.
Кто, когда и зачем этот пьедестал придумал и установил? Ваши родители Вас туда поставили в своих глазах? Или вы сами туда пытаетесь все время влезть, чтобы соответствовать их ожиданиям?
....Очень часто отталкивали и критиковали..... - Для Вас это естественная модель поведения и может быть даже устоявшийся способ проявления любви к Вам от других близких людей - Вы совершенно это не осознаете, в глубинных слоях Вашей психики, запечатлелся паттерн нормальности отталкивания Вас и критики в Вашу сторону. Поэтому Вы бессознательно ищите подтверждения в своей реальной жизни любви других людей тем, что вызываете их на отталкивание вас от себя и критику. Благодаря этому, Вы успокаиваетесь и подтверждаете обычный и естественный для Вас круговорот одного и того же, что происходит в Вашей жизни. Вы как рыба в воде.
Ощущение, что что-то, все-таки, не так, это звоночек от других слоев психики, которые понимаю, что-то неправильно для Вас.
....Хочется стать более мягкой, но постоянно кажется, что тогда я стану уязвимой и каждый сможет меня обидеть... - Вам хочется стать более мягкой, а по сути Вы просто чрезмерно мягкая, может быть стать чуточку наоборот тверже и по-настоящему увереннее в себе, где-то там глубоко внутри? (не казаться внешне уверенной и т.п., а стать такой внутри). Обрести чувство собственного достоинства, принятия себя, чувство собственной ценности, собрать собственную точку отсчета внутри себя (иерархию ценностей), по отношению к которой Вы будете измерять и оценивать весь окружающий мир и себя.
Рекомендую книгу: Дженет Войтиц "Взрослые дети алкоголиков" - не пугайтесь названия, я считаю эту книгу настольной для любого человека.
Рекомендую поискать в интернете упражнение "Колесо баланса" и сделать его тщательно.
Рекомендую поискать в интренете АФФИРМАЦИИ - это позитивно сформулированные фразы, касаемо многих вещей в жизни. Можете поискать аудиофайлы или просто текст для укрепления собственного Я, уверенности в себе, удовлетворенности собой и чувства собственной ценности. проговаривать эти аффирмации утром и вечером по нескольку раз или же слушать на ночь перед сном.