Хочу не бояться нового и начать нормально жить.

Вопрос психологу:
Спектр проблем. Кажется лучше умереть, чем что-то решать. Отношения с родственниками/одногруппниками/другими людьми.
Я сейчас на 3 курсе в вузе. Отец умер в 10 классе. Мать старая. Ей 60 с чем-то. Я не знаю точно 63 или 64. И не знаю когда у неё др. И для меня это нормально. Со старшим братом так же. Мать совершенно обычный человек. Ничего не знает, кроме работы. Хоть сейчас и на пенсии либо ходит на дачу, либо много других ненужных вещей делает. Она поехавшая. В каждом предложении у нее по несколько ошибок. Падежы, м. и ж. род всегда говорит не правильно. Не знает простых слов. Всегда все забывает и никогда не хочет делать все нормально хотя бы. В группе со мной происходит пассивная травля, в которую я сам себя загнал(. Друзей нет. Девушки тоже. Ничего не могу и не умею. Общаться очень тяжело. Низкая самооценка. Страшно сходить за хлебом в магазин. Учеба сходит на нет. Не хочу жить. А если и жить, то в отдельной своей собственной квартире. Несколько раз хотели побить в вузе. Социальные навыки как и любые другие ниже некуда. Огромное самобичивание. Так было не всегда. Хочу стать альфой или хотя бы полноценной ячейкой общества. Не бояться нового. Начать нормально жить. Тем более такой возраст. Самое лучшее время должно быть. Устал от чужих придирок. Все хотят сделать из меня козла отмщения/отпущения. Никто не понимает и т.д. Когнитивные навыки тоже на нуле. Убей меня через интернет без боли, если можешь. Никогда не ходил к психологам. И сейчас не особо хочется. Боюсь моя жизнь хорошим не кончится.
Автор вопроса: Сергей Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Дьяченко Галина Викторовна.
Сергей, здравствуйте.
Очень сложно жить в состоянии войны со всем Миром.
Возможно, Вы видите сейчас в Вашей реальности свою слабость и низкую самооценку, проявление своих эмоций, таких как: гнев, агрессия, боль, обида, страх, бессилие; жестоких людей, которые Вас травят, старую мать, к которой Вы испытываете отвращение, презрение, стыд...
Вы хотите "стать альфой или хотя бы полноценной ячейкой общества. Не бояться нового. Начать нормально жить".
Начинаем?
Как Вы смотрите на то, чтобы поработать над отношением к родителям, особенно к матери? Эти отношения анализируются как базис нашей самооценки.
Вот только я не буду сейчас говорить о необходимости простить и принять Вашу мать, так как для этого необходимо разобраться в причинах Вашей агрессии, гнева, обиды, боли, стыда и страха, то есть бережно и осторожно распутать клубок эмоций, отравляющих Вашу душу.
Но ведь так было не всегда, не так ли?
Ведь Вы когда-то любили свою мать. А любят не потому, что кто-то обладает какими то качествами и достоинствами. Любовь не принимает оценок.
Видимо, в Вас говорит обида на что-то. И, возможно, утрата мужа оказалась очень сильным ударом для женщины? Ведь иногда человек "застревает" в горе на несколько лет и не может найти выход....
Что Вы можете сказать об отце? О том, что чувствуете по отношению к нему? Какие эмоции вызвала в Вас его смерть?
Что Вы можете сказать о старшем брате? Какие эмоции вызывает в Вас его внимание или невнимание? Есть ли между Вами конкуренция?
Домашнее задание:
1. Завести Дневник Достижений.
2. Составить генограмму семьи
Генограмма – схематическое представление расширенной семьи (включает три поколения: Вы и брат, родители, бабушки и дедушки).
Для создания генограммы используется специальный язык символов, которыми отображаются люди, их семейные связи и отношения между ними: круг - женщина, квадрат мужчина, крест в этих фигурах - смерть, 2 параллельные прямые между ними - брак, одна параллельная линия - сожительство, перечеркнутая линия - развод, волнистая линия - конфликтные взаимоотношения, перпендикуляр к этой прямой - дети.
Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие - страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав.
Поговорите с мамой, с братом, ведь Ваше восприятие человека может быть не совсем точным.
Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: «Какие отношения были у мамы с папой?» «Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?» Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше. Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие). Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.
Составляя свою генограмму, постарайтесь ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:
1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в вашей семье? (Надписать над фигурой, когда и чем был болен).
2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, наркомания, психические заболевания и их исход - кодирование, лечение)?
3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти (указать даты)?
4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?
5. Как лучше всего вы могли бы описать личные качества каждого члена семьи (подробно)?
6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?
7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?
8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?
9. Кто был основным снабженцем, а кто был иждивенцем?
10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в вашей семье? Каковы их правила и ограничения?
11. Каковы ваши семейные мифы? Каковы их тайны?
12. Как члены вашей семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела)?
13. Каковы ваши первостепенные ценности? Каковы ваши семейные ценности?
14. Как в вашей семье проявляется мужественность и женственность?
15. Каковы ваши семейные «можно» и «нельзя», «должен» и «не должен»?
16. Что происходит с чувствами в вашей семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявлений?
17. Как принимаются решения в вашей семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?
18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?
В результате у Вас должна получиться схема и подробное письменное сочинение.
Вы пишите "Ничего не могу и не умею". А что Вы хотите уметь и мочь? Какую цель Вы хотите поставить перед собой? Чего Вы хотите добиться через год, через три, через пять? Опишите подробно Вашу цель/цели.
Надо заметить, что работа с целеполаганием очень часто не укладывается в одну встречу с психологом, так как требуется проработать множество вопросов и учесть много нюансов. Настоящая работа с целеполаганием предполагает не мотивацию к достижению цели, а диагностику цели, глубинную проработку деструктивных убеждений и психотравмирующих факторов, которые стимулируют ложную мотивацию. И если после всего этого цель остается актуальной – устранение подсознательных программ, которые препятствуют достижению цели.
Но Вы уже сейчас можете выделить три листа своего дневника и написать:
- на листе "А" все желания, которые у Вас есть, не останавливая и не критикуя себя.
- на листе "Б" - десять желаний, из списка "А"
- на листе "В" - три желания из списка "Б"
- перевести их в задачи, продумать, найти ресурсы. Прописать план достижения - то есть каждый день Вы делаете что-нибудь, что приближает Вас к цели. И честно записываете в дневнике свой результат.
Работа со страхами - при контакте с психологом. Мне нужно видеть/слышать человека, так как работаю, используя методы телесно-ориентированной терапии и арт-терапии.
Работа с болью - при контакте с психологом. Нужно видеть и слышать Вас - где в Вашем теле есть то место, в котором "живет" Ваша боль. И, соответственно, работать с ней.
Как видите, Сергей, можно много добиться, если ставить цели и действовать. Вы смогли сделать первый шаг, значит, сможете поставить свои цели и их достичь.
Обращайтесь.
С уважением,
Дьяченко Галина Викторовна