Раздражает общение с людьми, ощущение полнейшей бессмысленности. Потеря себя. Что со мной?

Вопрос психологу:
Добрый день. Помогите, пожалуйста, понять что со мной происходит. В последние несколько лет я избегаю общения с людьми, не вижу никакого смысла в общении, кроме того любой вопрос, адресованный мне, или желание кого либо поговорить со мной вызывает раздражает и даже сильный гнев(особенно это касается родственников, наверное, потому что отношения с ними никогда не были теплыми и доверительными). Я в принципе всегда была человеком малообщительным и замкнутым, но не до такой степени. Желание быть подальше от людей возникло после расставания с мужчиной, он сначала влюбил меня в себя, а когда понял, что я на крючке, начал манипулировать мной, унижать и требовать абсолютно недопустимым и невыполнимых вещей. Я долго не могла завершить эти отношения(умом всё понимала, но сила воли была на нуле), а когда мне это все таки удалось, я поняла, что больше не могу и не хочу никому доверять, что я не достойна любви и хорошего отношения, а ещё спустя какое то время практически полностью перестала общаться с людьми, все свободное время провожу в комнате, даже на улицу выхожу редко. В то же время в глубине души я прекрасно понимаю - всю жизнь вот так сидеть я не смогу и нужно что то делать с собой, иначе я просто погибну. Ничего не хочется. Вообще. Смотрю на других людей и не понимаю - как им удается нормально жить, общаться, иметь друзей, работу. Чувствую себя мертвой, ненужной, чувства поверхностны, как будто я отдельно от всего мира. Простите за сумбур, в голове и душе ощущение полнейшей пустоты и бессмысленности.
Автор вопроса: Рита Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Задохина Инна Александровна.
Здравствуйте Рита! Чувство ненужности и недостойности быть любимой происходят от проблем с самоценностью. Самоценность - это ощущение безусловной ценности себя, своей жизни, вне зависимости от достижений или мнения окружающих. Проблемы с ней возникают чаще всего из-за "перекосов" в родительской любви (например когда родители из лучших побуждений говорят ребенку вот сделаешь уроки, вот тогда ты молодец будешь!-то есть родители показывают, что их любовь нужно заслужить ). Такие дети вырастают в взрослых которые пытаются компенсировать свои "дыры" в самоценности за счет других людей, ищут кого-то кто бы их любил и обожал, а если с любимым не ладится, у них происходит крах, кажется что ты никому не нужен, не достоин любви, не достаточно старался.....но это иллюзия, пока такой человек не научится любить сам себя, "дыру не заткнешь". Любить себя-это выражение сейчас очень популярно, все об этом говорят, но как это сделать? Есть прекрасная и простая практика, которая поможет вернуть удовольствие от жизни.. Вам необходимо выписать 15-20 дел которые доставляют вам только удовольствие (например: катание на велосипеде, принятие ванны, рисование, прослушивание музыки, чтение книги, пускание мыльных пузырей) причем эти дела не должны быть связаны с другим человеком (например разговор с подружкой не подходит)просто потому , что не всегда рядом с нами есть люди способные помочь сейчас , сюда так же не могут входить покупки и любые удовольствия за деньги (потому что деньги есть не всегда в нужном количестве) и не могут входить действия которые вызывают у вас зависимость (например если вы знаете, что склонны "заедать проблемы" сладким(после сильного стресса едите сладкое), то нельзя в список включать поедание сладостей). Каждый день нужно выбирать из списка три таких приятных дела и выполнять их. Поэтому лучше в список таких приятностей вписать дела которые будут подходить под разное физическое состояние, например если вы устали, то катание на велосипеде не подойдет сейчас, а вот принятие ванны с пенной очень даже. Если в течении месяца вы каждый день всегда выполняете из списка одно и тоже дело, значит уровень вашей жизни повысился и можно его вычеркивать, а вместо него вписывать другое приятное дело. Предупреждаю сразу, очень часто с составлением списка возникают такие проблемы, люди записывают всего 1-3 дела и впадают в ступор, больше ничего в голову не идет, в таком случае не стоит торопиться, нужно дать себя время, рано или поздно в памяти начнут всплывать и другие приятности, по времени составление этого списка может занять неделю и даже больше.Главное не бросать. Еще в процессе написания списка приятностей вы поймете, что на самом деле многого о себе не знаете...
Что касается ярости во время общения с родственниками, то скорее всего она вызвана тем, что они нарушают ваши психологические или
физические границы. Потому что ярость это важный предупреждающий сигнал, который говорит о том, что что-то идет не так. Собственно причиной того, что ваш молодой человек манипулировал вами и унижал, тоже является следствием не выстроенных психологических границ. Настоятельно рекомендую к прочтению следующие книги: это Генри Клауд, Джон Таунсенд "Барьеры" (как говорить да, когда говорить нет, как управлять своей жизнью), и этих же авторов книга "Я не виноват"-эти книги написаны простым легким языком без научных терминов. Так же у этих авторов есть замечательная серия книг про границы.