После болезненного расставания я боюсь новых отношений.

Вопрос психологу:
Добрый день. Вопрос, который меня мучает долгое время. Мне 26, я не замужем, но мама уже начинает донимать меня вопросами, когда, наконец, я обзаведусь семьей и детьми. Все не так просто, т.к. недавно очень болезненно закончились отношения, едва не закончившиеся браком. Я не сразу поняла, что нахожусь с манипулятором, который ограничивал мои контакты, даже телефонные(мы с ней живем в разных городах) с мамой, с друзьями,с родными. Я потеряла прежний круг интересов, мне высказывались упреки, что я плохая хозяйка(а это не так), неблагодарная...Человек читал мою электронную почту, когда мне пришлось уволиться с работы, а я честно объясняла, почему пришлось уйти (а за время наших отношений такое случалось дважды)-он звонил или приходил туда, наводил справки и потом меня обвинял во лжи. Я всегда считалась с его интересами, мои же нивелировались, критиковались мои интересы, одежда, профессиональные достижения("Ты меня на славу променяла"-хотя я человек абсолютно не публичный). Во всем всегда была виновата я, когда я спокойно просила объяснить, в чем претензии- человек переходил на повышенные тона. Мы стремились к браку и детям, но что вышло, что вышло. Мама считает, что мне нужно было придержать свой характер и расставить приоритеты правильно(семья и дети важны, но хочется состояться как специалист). Бесследно для психики это не прошло. Я боюсь подпускать к себе людей, не знакомлюсь, ушла в работу, почти не имею времени на отдых-боюсь,что меня обидят вновь, а так пока научусь снова быть независимой. Мама боится, что я останусь одна, не добьюсь в карьере того,чего хотела, здоровье уже подорвано. С другой стороны, мама немолода и 10 лет как вдова,она, как все мамы, хочет своему ребенку счастья, а ребенок я поздний и единственный. Планирую вернуться в родной город, но не знаю, как подпускать к себе людей... Рассматривала даже " родить ребенка для себя", но звучит дико. У меня 2 высших и ученая степень, не представляю, кому захочется с такой связываться, но когда я говорю, что хотела бы человека себе под стать-мама считает это утопией. Спасает работа, но вечером лезу на стену, т.к. ужинаю одна и не с кем поговорить. Страшно. Я боюсь новых отношений, поэтому топлюсь в работе, но мама боится, что я останусь одна, а должность и деньги счастья не гарантируют. Понимаю, что своим положением и взглядами делаю ей больно, но я боюсь, что не пригодна для семейной жизни. Как быть? С чего начать "перезагрузку"?
Автор вопроса: Анна Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Баева Ольга Юрьевна.
Здравствуйте, Анна!
Начну с того, что Вы взрослая, умная, состоявшаяся во многих смыслах (два высших образования, ученая степень, опыт совместной жизни с мужчиной, переезд из родного города) девушка, и Вам уже не нужно во всем слушаться маму, добиваться ее понимания и любви. Вы — не маленький ребенок, потому пора сепарироваться и самой решать, что Вы для себя хотите. Естественно, что и маму обижать не стоить, поэтому по всем вопросам, по которым Вы не согласны с мамой, можно говорить:"Спасибо, мама. Я очень ценю твою заботу обо мне, но у меня свое мнение на этот счет".
Напишите все желания и цели, которые есть у Вас на данный момент. Проанализируйте, какие из этих желаний и целей действительно Ваши, а какие Вам навязаны социумом, воспитанием. Какие из них уже не имеют ценности по каким-либо причинам. Напишите о каждом из желаний, что Вы о нем думаете, какой Вы будете,если эти желания исполнятся, кто будет рад или опечален из окружающих, если это желание исполнится или не исполнится, что Вы будете чувствовать при этом. Пишите все,что Вам приходит в голову. Такой анализ поможет понять, что Вы хотите на самом деле. Нельзя стать счастливой, претворяя в жизнь чужие желания, а не свои.
Анна, мне очень жаль, что на жизненном пути Вам встретился такой мужчина. Но по поступкам одного человека мы не можем судить всех. Если Вам в транспорте кто-то нагрубит, Вы же не перестанете ездить, считая, что все, кто передвигается на общественном транспорте, грубияны? Ваш опыт отношений печален, но он не гарантирует повторения таких отношений.
Вполне возможно, что Вы сейчас не можете никому доверять, потому что не пережили ещё расставание. Признайте свои чувства в связи с расставанием. Вы имеете право на все свои чувства. Дайте себе время на переработку чувств. Но не нужно застревать в переживаниях, пусть на это уйдет фиксированное время. Можно и хорошо бы установить для этого определенные промежутки времени. Это снимет вторичные выгоды от страдания, когда люди прикрываются переживаниями, не начиная новых отношений и дел.
После проживания чувств учитесь замечать в людях положительные черты. Тренируйте это каждый день, чтобы понять и убедиться, что не все люди поступают по отношению к другим плохо. Научитесь видеть в людях в первую очередь хорошее, старайтесь не осуждать, если Вам что-то не нравится в поведении людей.
Осознайте деструктивность страха отношений, так как если бы этот страх был правдивым, то человечество уже исчезло бы с лица Земли, оттого,что все боялись бы быть вместе.
При возникновении страха или мыслей, которые Вас угнетают, старайтесь переключить свое внимание. Сосредоточьтесь на любом предмете, который Вам попадется, рассматривайте его во всех деталях пока не отвлечетесь от негативных мыслей. Научитесь правильно дышать, следите за дыханием.
Найдите себе занятие, которое поможет Вам отвлекаться от ненужных мыслей и общаться с людьми. Не отгораживайтесь от людей, ищите общение.
По всем вопросам пишите на почту: [email protected] или звоните по телефону: 8-931-206-81-37.
Я желаю Вам удачи!
С уважением, Ольга