Я совершенно одинокая в 20 лет.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 20 лет, а у меня нет ни парня, ни близких друзей. В школе меня откровенно недолюбливали и дразнили, ведь я была отличницей. После этого я стала неуверенной в себе. Был у меня парень, который не то что не дал мне любви, так еще и изменял мне 4 месяца (а мы встречались 5 месяцев). Он никогда не поддерживал меня, не знакомил со своими друзьями. Я догадывалась об изменах, но боялась остаться одной, и закрывала на многое глаза. Через 6 месяцев после разрыва отношений у меня началась депрессия, я стала еще более закрытой, чем была раньше. Я не знаю, что мне делать, что со мной не так, раз я не имею ни любимого человека, ни друзей. Я не страшная, умная, у меня есть хобби, но меня как будто никто не замечает. Даже менее красивые и умные девушки не такие одинокие, как я. Должна сказать, что я всегда стремилась дружить с парнями, всегда находила с ними общий язык. Но все же я уже не в том возрасте, чтоб просто дружить, да и привлекательную девушку вряд ли кто-то назовет другом. Я видела, что другим девушкам не нравится мое общение с парнями, они всегда стремились вытеснить меня из компании, хотя я никогда не считала себя их конкуренткой. Со многими знакомыми парнями я перестала общаться, они почему-то начали стесняться меня и я свела общение на нет. Хотелось бы иметь любимого, но знакомится я жутко боюсь. Боюсь показаться неинтересной и скучной, плюс я не очень уверенная в своей привлекательности, постоянно себя со всеми сравниваю (часто кажется, что я хуже других). Как найти себе парня и друзей не знаю. Помогите мне пожалуйста!
Автор вопроса: Светлана Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Кобозева Оксана Юрьевна.
Здравствуйте, Светлана!
Скорее всего, как Вы и сказали, сложности связаны с заниженной самооценкой. Предположу, что эта сложность возникла еще раньше, до школы.
Неуверенность в себе проявляется во всем: в мимике, жестах, поведении. Как правило, такой человек зажат, движения скованные, он как бы пытается сделать так, чтобы его не замечали. И окружающие перестают замечать.
Также неуверенность в себе проявилась в Ваших отношениях. Вы знали об изменах, но позволяли поступать с Вами именно таким образом.
Над самооценкой необходимо работать, причем ежедневно. Работа эта непростая и занимает несколько месяцев.
Приведу пример нескольких техник, которые помогут Вам начать работать над собой.
1. Прежде всего, прекратите себя критиковать, повторять плохие высказывания. Если появляется желание подумать или сказать про себя плохо, останавливайтесь и переключайтесь на позитивные высказывания.
2. Закончите предложения (для себя, на бумаге).
-Я восторгаюсь собой, когда…
-Я доверяю своему…
-Я горжусь собой, когда…
-Самая невероятная вещь, которую я когда-либо совершала, это…
-Я больше всего себе нравлюсь, когда…
-Я чувствую себя уверенной, когда…
Это поможет Вам посмотреть на себя с другой, положительной стороны. Уделите этому упражнению достаточно времени.
3. Напишите в блокноте список Ваших сильных сторон – 20 пунктов того, что Вам в себе нравится. Каждый день пополняйте этот список.
4. Выбирайте для общения позитивных людей. Негативщики будут только ухудшать Ваше состояние.
5. Составьте список того, чего вы достигли за последние 5 лет. Сконцентрируйтесь на том, что у Вас хорошо получается, и перестаньте сравнивать себя с другими. Сравнивать имеет смысл только себя прошлую с собой настоящей. В этом случае Вы увидите динамику своего развития.
6. Каждый день повторяйте вслух перед зеркалом установки уверенности: «Мне нравится быть лучше: не лучше других, а лучше прежней себя. Никто не лучше других, просто все разные. Я горжусь, что я – это я, и люблю себя такой, какая я есть. Это приносит мне мир и гармонию».
Можете добавить свои, например "Я красивая, я успешная и у меня все получится".
Еще раз повторю важную мысль: делать упражнения необходимо каждый день, без пропусков. Вы обязательно тогда заметите перемены в себе и в своем окружении.
Успехов Вам!