Как побороть чувство досады от ненужности и невостребованности?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня гложет проблема невостребованности и ненужности. Складывается впечатление, будто я стал призраком (вроде я есть, а вроде и нет), как будто я и не существовал в жизни людей, с которыми проводил долгое время на учебе, работе. Про меня будто позабыли, хотя я не стремился к этому, и не имел конфликтов с людьми, чтоб быть вычеркнутым из жизни.
Суть в том, что после окончания школы и университета, где у меня были хорошие друзья, я никогда про них не забывал, периодически писал им, интересовался их дальнейшей жизнью, делами, поздравлял с праздниками, и т.д и т.п. Однако этот интерес всегда был односторонним. Получается, что за последние лет 5 никто и не проявил малейший интерес к моим делам, к моей персоне.
Апогеем чувства моей ненужности и полного одиночества является мой День рождения. Я лично помню дни рождения людей, с которыми имел дружбу и тесные контакты. Мне нравится поздравлять людей и делать это оригинально, доставлять им положительные эмоции, можно сказать "вкладываю душу" в поздравление, и часто получаю в ответ "Спасибо, это лучшее поздравление за много лет".
Но мой День рождения это по сути обычный день: когда молчит телефон, сообщения не приходят и ощущение того, что я призрак, что даже один раз в году люди, о которых я помню всегда - не могут вспомнить обо мне - приводит меня в полное отчаяние, и так происходит уже где-то 10 лет.
А совсем недавно у меня закончилась работа, с людьми, которыми проработал 2 года, к которым я опять привык и успел хорошо узнать. И есть у меня чувство, что они тоже обо мне если уже не забыли, то скоро забудут.
Как побороть чувство досады от ненужности и невостребованности? Как принять тот факт, что никто не вспомнит обо мне, и жить спокойно, не обращая внимания на это, и не впадать в отчаяние каждый свой День рождения?
Автор вопроса: Роман Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Хиневич Елена Владимировна.
Добрый день, Роман! Спасибо, что обратились на наш сайт.
Несомненно, каждый человек хочет быть востребованным и нужным окружающим его людям. Это норма, так устроена человеческая природа. И несомненно чувство ненужности и сопровождающие это чувства негативные эмоции очень болезненны и могут привести к негативным последствиям в будущем среди которых депрессия и риск суицида. По многочисленным исследованиям было установлено, что за чувство ненужности и физическую боль отвечают одни и те же отделы головного мозга.
Зачастую причины по которым человек ощущает свою ненужность кроются в глубоком детстве, в тот период, когда у человека формируется базовое доверие к миру. Если по каким-то причинам ребенок не получил внимание матери или другого значимого взрослого, не удовлетворялись его потребности у него формируется недоверие к миру. Причины могут быть различными как полное отсутствие значимого взрослого, так и наличие любящей матери рядом, которая просто по каким-либо причинам не могла распознать потребности ребенка. Во взрослой жизни это проявляется в ощущении ненужности и одиночества. В качестве защитного механизма человек пытается создать вокруг себя иллюзию своей значимости, окружая себя различными людьми, которые тем не менее не помогают справиться с ощущением одиночества и ненужности.
Для того, чтобы справиться с чувством ненужности необходимо набраться терпения и проанализировать себя и свои взаимоотношения с окружающими. Самое главное это принять себя и ситуацию такой какая она есть на самом деле. Это будет являться фундаментом для построения новой жизни. Зачастую чувство ненужности возникает у людей с низкой самооценкой. Поэтому надо проанализировать себя оценить все свои отрицательные и положительные качества. Сосредоточиться на положительных и каждый день повторять себе как аффирмацию, что Вы себя любите и принимаете таким, какой Вы есть на самом деле. Это сформирует у Вас адекватную самооценку и чувство самоценности. Если Вы периодически ловите себя на мысли, что думаете о себе негативно, старайтесь тут же отвлечься на что-нибудь позитивное. Вы не должны оценивать себя по поступкам окружающих, будьте уверены в себе сами, знайте, что Вы уникальный человек, не зависти от мнения и поступков других людей.
Исходя из вашего письма можно сделать вывод, что когда Вы делаете приятное окружающим, стараетесь поздравлять их с днем рождения оригинальным образом, Вы, пусть и подсознательно, ожидаете от человека ответной реакции. Но люди в большинстве свое эгоисты, склонные думать в первую очередь о себе, к тому же никто не обладает даром ясновиденья. Поэтому логично было бы сообщать в открытую, что Вы хотите получить поздравление в ответ, но лучше просто не ждать от окружающих таких же действий. Не зацикливайтесь на ожидании поздравлений, празднуйте свой день рождения так как хотите именно Вы. Это Ваш день, и Вы не должны позволять окружающим портить Вам нестроение своим невниманием. К тому же из Вашего письма я делаю вывод, что Вы занимаете выжидательную позицию, вместо этого может есть смысл устраивать праздник и приглашать на него своих друзей и знакомых, таким образом ситуация может наладиться сама по себе и даже если у них по какой-то причине не получиться принять приглашение, уж поздравят они Вас точно.
Так же очень важно научиться получать удовольствие от общения самим с собой. Если Вам не интересно быть наедине с самим собой, то и окружающим не очень интересно с Вами. Для того, чтобы научиться этому старайтесь как можно чаще, пусть и не на большой промежуток времени уединяться, отключите телевизор, телефон, компьютер и побудьте в тишине наедине со своими мыслями. Если возникает ощущение, что Вам надо срочно чем-то заполнить окружающую пустоту, то над этим надо работать.
Научитесь не зацикливаться на негативе. Вспомните приятные моменты от общения с окружающими, вспомните те моменты, когда Вы ощущали себя нужным и сосредоточьтесь на этом позитивном опыте. Найдите в себе силы отказаться от общения с людьми, которые вызывают у Вас негативные эмоции.
Найдите себе хобби по душе. Занятие любимым делом не только поможет снять напряжение и отвлечь от ненужных мыслей, но и поможет найти новых интересных людей с которыми у Вас возможно завяжеться искренняя дружба.
Ощущение ненужности и невостребованности тяжелое чувство, поэтому если Вы понимаете, что не в состоянии справиться в одиночку обратитесь за помощью к психологу или к другу, главное не держите это в себе. Искренне желаю Вам удачи и буду очень рада если мои рекомендации оказались для Вас полезны.
С уважением, Елена Хиневич.