Агрессия сына.

Вопрос такой: моему сыну 18 лет, он 9 лет занимается тайским боксом, но до 17 лет мы его сильно наказывали за то, что прогуливал школу, ходил на тренировки, иногда давали ремня хорошего, но он отвечал тем, что если бы мне было тебя не жалко, я бы зубы тебе выбил. Потом когда окончил школу, сам поступил в МЧС, мы на него перестали давить, но когда начинаем его ругать или отчитывать, он сначала молчит, а потом будто взрывается и начинает кричать на нас, иногда бьёт ногой в стену. Складывалось ощущение, что он не адекватен. Но он всегда во время агрессии говорит, что со всеми людьми: друзьями, подругами у него всё хорошо. Но с нами он больше не может находиться. Говорит: вы меня достали, я не маленький, и сам знаю, когда закончу учиться, пойду работать, а сейчас будьте добры, давайте мне деньги, пока я не работаю и т.д. Слишком рано вырос и не считает нужным слушать наши советы, не любит, чтоб ему указывали и отчитывали, сам всё знает, как он говорит. Но нам интересно, почему он со злости бьёт в стену и повышает на нас голос матом, ведь по идее дети не должны кричать на родителей и указывать им, что не лезьте ко мне, не трогайте и не мешайте мне жить! Подскажите, что с ним может быть, или может в нас дело!

Автор вопроса: Виталий

Ответ психолога.

Здравствуйте, Виталий. К сожалению, нынешняя агрессия сына – это последствия наказаний, в том числе физических. А также результат того, что в отношениях нет взаимного уважения. Да, дети не должны кричать на родителей, должны уважать их. Но только в том случае, если сами родители демонстрируют подобное отношение к детям: не ругают, не отчитывают, не прибегают к физическим наказаниям, а стремятся создавать доверительные отношения, основанные на взаимопонимании, взаимоуважении.

В 18 лет (и не только в 18, но и ранее) молодому человеку уже хотелось бы общаться с окружающими как взрослому со взрослыми, равному с равными – как он общается с друзьями, например.

И любая другая форма донесения до него информации (“когда начинаем его ругать или отчитывать”) вызывает в нем протест.  Который он не может высказать спокойно, потому что ему дают понять, что родителей нужно молча слушаться, не возражать. Но его молчание, сдерживание себя заканчивается вполне ожидаемым накопившимся взрывом агрессии. По идее надо бы дать ему возможность не соглашаться со всем сказанным родителями и спокойно возражать в тех местах, где он не согласен, тогда до этого взрыва дела не дошло бы.

Вообще-то в этом возрасте молодому человеку уже надо дать свободу выбора – он уже вырос для этого, а также поставить в известность о существующей у него ответственности за последствия его выбора. И все! Нравоучения будут вызвать в нем лишь обратную реакцию, в то время как разговор как с равным мог бы дать бОльшие плоды и быть воспринят с бОльшим вниманием, пониманием, согласием.

И если вы сожалеете о том, что вы наказывали его когда-то – будет не лишним сказать ему об этом, и постараться объяснить, почему вы прибегали к таким суровым дисциплинарным взысканиям, возможно, попросить прощения за чрезмерную суровость наказания. Постараться найти с сыном общий язык – уже как взрослым людям. Иначе у вас есть риск потерять контакт с сыном, когда он перестанет материально зависеть от вас.

И статья, которая будет для вас полезнаДетско-родительские отношения: принципы общения взрослых детей и родителей.

Психолог Ахметханова Диляра Рашидовна

Добавить комментарий

Данная форма предназначена только для комментирования текущих публикаций. Если у вас есть вопрос психологу, то его следует задавать здесь.


2014-03-19