Мой ребенок меня раздражает.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 40 лет, дочке 9. У нас полная семья, благополучная. Ни я ни муж не имеем вредных привычек, отношения с мужем очень хорошие, в браке 10 лет, практически не ссоримся. Но вот при общении с дочерью у меня часто бывает состояние раздражительности. Я люблю своего ребенка, обеспечиваю все ее потребности, дочь хорошо одета, у нее есть своя комната, много игрушек, гаджеты различные, я поддерживаю ее интересы, связанные с занятиями танцами. Хвалю за успех в занятиях танцами и за школьные успехи, но некоторые ее поступки меня просто убивают. Дочь крайне не аккуратная, в ее комнате постоянно не убрано. В учебе она не старательна и не внимательна. Постоянно теряет школьные принадлежности, забывает записать домашнее задание. Во время выполнения домашних заданий допускает кучу глупейших ошибок. Я не могу делать с ней уроки, так как после трехкратного и более объяснения дочка снова делает одни и те же ошибки. Что бы не быть орущей мамой монстром я наняла репетитора, которая занимается с ней, к тому же работает с ней и со мной как психолог. Педагог пытается сделать так, чтобы у нас было как можно больше общих занятий. Я выполняю ее рекомендации, но внутри меня постоянно напряжение и растущее раздражение. Работа моя связана и с большим контингентом сложных подростков педагогов. Постоянно в напряжении, круглосуточно на телефоне. Иногда по нескольку суток практически не сплю из-за загруженности на работе. Чувствую себя замученной и раздавленной. Понимаю, что свой рабочий негатив срываю на дочери. Слова психолога, о том, что нужно работу оставлять за порогом дома понимаю, но реальность такова, что даже дома я постоянно с телефоном и компьютером решаю рабочие вопросы. Я просто устала и что делать, не знаю. Моя дочь отдаляется от меня, мы почти не разговариваем, каждый сам по себе. Муж меня поддерживает, жалеет, заботится. Часто сам делает с дочкой уроки, чтобы я могла передохнуть. Муж меня не раздражает, мне с ним очень хорошо. Что мне делать, я не хочу, чтобы мой ребенок из-за моей раздражительности был несчастным. Помогите мне, пожалуйста!!!!
Автор вопроса: Алена Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Баштынская Светлана Викторовна.
Алена, здравствуйте!
Я вижу, что вы заботливая мама, вы очень много делаете для своего ребенка, для семьи, для других людей. Вас волнует, что происходит в ваших отношениях с дочерью, и это смело прийти на сайт за помощью. Это показывает, что вы переживаете и любите своего ребенка.
Читая ваше письмо, у меня сложилось впечатление, что вы постоянно заняты, что у вас нет возможности свободно дышать. У вас работа, которая требует неимоверных энергетических затрат и заботы о других людях. А дома у вас муж и дочь, которым тоже необходимо внимание. Есть ли у вас время на себя, на свои потребности? Такое ощущение, что вы для всех, но не для себя.
И это может вызывать праведный гнев и раздражение - ведь вы тоже человек, у вас должно быть свое время, свое пространство - без работы, без семьи, без мужа и дочки.
Это может показаться странным, что я говорю о времени только для себя, когда ваш вопрос состоит в том, чтобы наладить отношения с дочерью. И на самом деле, вы настолько много отдаете себя, что у вас просто не хватает ресурсов и энергии на своего ребенка. Ваша внутренняя девочка просто требует внимания и заботы о себе, о своих потребностях. И когда она этого не получает, то появляется раздражение и гнев на других.
И тут же возникает вопрос, насколько часто вы позволяете себе выражать свой гнев, свое недовольство - другим людям, мужу, на работе. Или все это достается вашей дочери? Ведь дети - это те, на кого ругаться и злиться наиболее безопасно для нас родителей, они не ответят, не отвернуться (до определенного времени), не бросят.
И вы сейчас чувствуете, что ваше раздражение неадекватно по отношению к дочери, что оно не относится к ней. И это огромное ваше достижение, напоминайте себе об этом и сообщайте дочери.
Что касается уроков и уборки, на мой взгляд, это привлечение вашего внимания. Ведь для детей очень важен эмоциональный контакт с родителями, гораздо важнее одежды, кружков и даже похвалы. Важно, чтобы их слышали, понимали, принимали. Я думаю, что на самом деле ваша дочь вполне может справиться самостоятельно с уроками и школьным материалом. Но ей настолько необходимо ваше внимание, что она готова (конечно, бессознательно) притвориться глупой и непонимающей, лишь бы вы были рядом. Как это ни странно, но если ребенок не может получить положительного внимания к себе, то он предпочтет негативное, вместо отсутствия совместного времени. Т.к равнодушие или игнорирование (в том числе и непроизвольное, вынужденное) - это самое страшное для человека, особенно ребенка.
Ваш педагог прав в том, что вам просто необходимо общее время и занятия со своей дочерью. И пусть это будет не школа, а что-то, что нравится вам обеим, какое-то хобби, прогулка, совместный поход куда-нибудь. Дайте себе и ей время, свободное от вашей работы, и тогда вы взглянете друг на друга по новому.
Попробуйте поставить границы в своей работе - час, два, когда вы можете быть полностью предоставлены сами себе и своей семье, время, когда вам не надо куда-то бежать, готовить, убирать, звонить и т.д. Вы можете даже записать себе это время в своей ежедневник, ведь вы человек, женщина и имеете право на свое время!
Алена, мне очень хочется вас поддержать. Я вижу, что для вас это очень важный вопрос, и вы не хотите терять свою дочь. Вы сильная, надежная, заботливая женщина, и я уверена, что у вас получится наладить отношения с дочерью. Да, на это понадобится время, силы, энергия. Вам важно обратиться к себе, к своим переживаниям, своим желаниям, и когда вы начнете менять себя, то и ваши отношения преобразятся. Не требуйте от себя разительных перемен, говорите со своей дочерью, рассказывайте, что с вами происходит. И даже, если вам звонят, то вы можете сказать ей, что «у меня работа, и мне очень хочется с тобой продолжить разговор, давай вернемся к нему чуть позже, я тебя люблю, и мне важно, что с тобой происходит». Если вы устали, то так и говорите ей, напоминайте, что это нее ее вина, а ваша работа, как пример.
Я желаю вам удачи. И если у вас возникнут вопросы, то вы можете написать здесь или мне на почту [email protected].
С уважением, Светлана Баштынская