У ребенка 3-х лет в садике появилась агрессия на девочек.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
У нас сложилась проблема с поведением ребенка (мальчик 3 года). Он крайне агрессивно относится к девочкам. Начали ходить в детский сад, там он обижает девочек, а именно - толкает, дергает за волосы и что самое ужасное набрасывается сзади, хватает за шею и валит на пол, хватает также за лицо. У него прям как навязчивая идея - девочек надо обижать. Семья у нас полная, ребенок один, муж никогда на меня руку не поднимает (то есть примера такого поведения нет). Бывают конечно иногда разговоры на повышенных тонах и ребенку это не нравится, он начинает агрессировать, кричать, кидать игрушки, но мы стараемся, чтоб в семье была дружественная обстановка.
В детском саду он выбирает девочек поменьше, видимо, которые сдачи дать ему не смогут, мальчиков не трогает вообще. Почему именно на девочек такая реакция, непонятно.
Еще у нас есть одна проблема - психологический запор. Сынок терпит прям до последнего. Были случаи физиологического запора, может после этого он боится какать, сейчас стул мягкий, боли не вызывает( говорит не больно какать, но все равно терпит).
Такое поведение (агрессия) началось с тех пор как ребенок начал ходить в минисад. Там был мальчик, который всех обижал и сынок даже плакал и отказывался туда ходить. Потом мальчик тот перестал ходить, и у сыночка началось такое поведение (при том мальчике он никого не обижал). Вообще он был совершенно другим в 2-2,5 года, его толкали , отбирали игрушки, он только плакал и сдачи не давал. Мы ему говорили, что себя надо защищать, если тебя обижают надо давать сдачи. Думали, что его в садике вообще все будут обижать, а он будет все это терпеть. Теперь я конечно понимаю, что так говорить не надо было ему. Может он до сих пор не может забыть этого мальчика?
Помогите, пожалуйста! Подскажите как объяснить ребенку, может быть как показать, что девочек обижать плохо (конечно дома мы постоянно говорим на эту тему, он соглашается, но в итоге поведение остается прежним), может быть какие то сказки, книги, игры? Я уже не знаю что придумать... По поводу запора - уже рассказываю как работает животик, как ему тяжело и что все какают и птички и собачки и т.д., может быть тоже придумать какую то игру или сказку (я уже что только не рассказывала ему). Очень буду благодарна советам и рекомендациям. Заранее Благодарю, Ольга.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Толстова Юлия Евгеньевна.
Здравствуйте, Ольга!
То, что Ваш сын был другим в 2-2.5 года это и понятно, так как у детей каждый возрастной порог характеризуется психологическим развитием, которое проявляется изменением его поведения.
В три года у малыша начинает формироваться образ своего « Я», что свидетельствует о развитии его самосознания, которое стимулирует развитие индивидуальности, а следовательно и личности. У ребёнка начинает формироваться собственная внутренняя позиция, он начинает осознавать своё поведение ( то есть уже знает, что такое «хорошо», а что такое « плохо»).
Самое, пожалуй, сложное в этом возрасте, что ребёнок уже как-бы готов к самостоятельности, но и без помощи взрослого справиться не может. Эти противоречия иногда приводят малыша к дискомфорту, который может проявляется в его агрессии на окружающих из-за ограничения свободы.
Возраст трёх лет характеризуется негативизмом ( ребёнок отказывается подчиняться взрослым), упрямством (настаивает на своём требовании), строптивостью( протестует против порядков и укладов), стремление к деспотизму ( по отношению ко всему окружающему).
Эти психологические характеристики ребёнка 3-х лет я написала для того, чтобы вы знали, каких проблем можно ожидать и не надо пугаться в этом возрасте.
Ваш малыш проявляется деспотизм к девочкам. Это его бунт и протест. Против чего? Сразу сказать сложно, но то, что ребёнку не комфортно и неспокойно внутри самого себя, сказать можно. Это может происходить в следствии кризиса 3-х лет ( малыш чувствует, что с ним что-то происходит, но не понимает почему, отсюда дискомфорт).
Так же, Ольга, вы пишите, что Ваш ребёнок пережил физиологический запор, который перешёл в психологический. По Вашем словам, я поняла,что малыш терпит до последнего. В психологическом плане можно сказать, что эмоции копятся и выходят наружу. Это не очень полезно и правильно для ребёнка.
Ещё раз повторяются, агрессия ребёнка – это его реакция на внутренний дискомфорт. Точнее разобраться сможет детский психолог только общаясь с малышом тет-а-тет.
А Вам, Ольга, в свою очередь, надо относиться к малышу с любовью и терпением, расспрашивая и интересуясь его чувствами , а не только физическим поведением. Понять чувства и эмоции Вашего сына сейчас важнее, чем реагировать на его агрессию с позиции « Это плохо и что же делать». Агрессия лишь следствие. Надо искать причину. Это может сделать квалифицированный психолог.
А Вы, как мама, можете и должны любить своего малыша какой бы он ни был, спокойно объясняя ему , что чувствуете Вы в той или иной ситуации ( « Я очень расстроилась, когда узнала, что ты ....» или « Я так была рада, что ты....»). Своим « Я – высказыванием» Вы даёте малышу понять, что Вы рядом и что бы ни случилось, Вы никогда его не бросите и всегда будете его поддерживать и защищать.
Всего Вам доброго! Терпения и благополучия!