Сын (1 год, 10 мес) перестал общаться с детьми, бьет их.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, моему сыну 1 год и 10 месяцев, есть муж. Живем мы с моими родителями вместе. Мы каждый день гуляем на детской площадке 2 раза в день, раньше был друг, ровесник сына , они очень хорошо дружили, менялись игрушками, конфликтов особо не было, могли и другие детки подойти на площадку, он их особо не задирал, но к незнакомым относился с осторожностью. Месяц назад наш друг с семьей переехали в другой город. Мы стали играть с другими мальчиками, сын их тоже знал, мы зиму и весну ходили в развивайку.
Но неделю назад сын перестал хотеть общаться с детьми, как только приходим на площадку, начинает всех бить, причем вне зависимо от возраста, и маленьких и больших, знакомых детей не бьет до тех пор, пока не начнут делить игрушки. Доходило даже до того, что приходя на площадку, если никого не смог ударить, то залезал в велосипед, чтобы я увезла его. Я все время одергиваю его, говорю, что драться нельзя, что мальчики (девочки) хорошие, надо дружить и дома все говорят. Ругаю его, что другим деткам больно, говорю, давай погладим девочку, она хорошая, а он не хочет ее гладить, убирает ручку.
Дома у нас никто не дерется. Есть родственница - девочка 11 лет, с которой сын гуляет каждый выходной, они дружат, играются, а последний раз он хотел, чтобы она пересела на другую лавочку, девочка не уступила, и сын начал с ней драться, распсиховался, аж покраснел от злости и кулачки сжимал.
Также, если другие родственники (бабушки, дедушки) его вдруг по каким то причинам не устраивают в данный момент, он начинает их прогонять или бить (такие действия у него происходят постоянно). Мы, конечно, объясняем, ругаем, что нельзя драться и т.д.
Мальчик сам по себе с "характером", очень упрямый, чтоб по его все было, если вдруг в игре с игрушками что не так, и их может кидать. Еще я заметила, что он ревнивый, как-то играя с ним на площадке в "ку-ку", подошла девочка, чтоб я и ей "куку" сделала, сын начал ее толкать.
Я уже не знаю, что делать. Только мы приходим на детскую площадку, сразу начинает бить детей, мне уже и перед другими мамами не удобно, и за сына боюсь, что произошло, что он отрицательно настроен на других детей, почему он начал драться.
Помогите, пожалуйста, разобраться, почему ребенок стал драться с детьми и не хочет с ними общаться и как отучить его от драк.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Екатерина, здравствуйте!
Дети в этом возрасте еще плохо говорят и не могут словами объяснить все и отстоять свои права. Еще не развит самоконтроль, коммуникативные навыки только формируются. Этот возраст называют возрастом "автономии с оглядкой", когда происходит развитие воли ребенка, и он проверяет, от кого из взрослых и детей ждать опасности, а кого можно терроризировать самому.
Катя, причин детской агрессии в таком возрасте очень много. И только по Вашему письму сложно определить точную причину.
1. Чем больше ребенок слышит запретов дома, чем больше «нельзя так делать», «нельзя трогать», «не лезь туда», «не иди туда» - тем больше это вызывает протест у ребенка. И проявляться этот протест может в виде агрессии и попыток ударить.
Ребенок не очень понимает, что он делает больно. То, что Вы «Мы, конечно, объясняем, ругаем, что нельзя драться и т.д» - этим Вы добавляете еще больше запретов. Учитесь говорить с ребенком «я сообщениями». Не ругать, а объяснять, что он делает и что при этом чувствуют другие. Добавляя: «Ты хороший мальчик, я знаю, что ты так больше не сделаешь. Ведь правда?» И когда ситуация повторится, сказать: «Мы же с тобой договаривались. Зачем ты это сделал? Ты меня расстроил». Но все должно происходить спокойно. Без одергиваний и криков.
2. Если мама или папа проявляют раздражение – ребенок это чувствует. И чаще всего находит выход своих чувств в истерике и драке. Как Вы себя чувствуете? Есть ли у Вас раздражение или нервозность? С чем это связано? Как от этого можно избавиться? Ведь, если Вы постоянно на нервах, то ребенок это все транслирует. Подумайте, с каким событием Вашей жизни совпало такое поведение ребенка?
3. Агрессивное поведение может быть так же вызвано чрезмерной уступчивостью мамы или бабушки. Ребенок закапризничал – ему тут же сделали все, что он хотел. Эта привычка запоминается и когда ребенок не получает, что хочет – может закатывать истерики и драться с домашними. И так же закреплять эту привычку на улице.
4. Если на ребенка не обращают внимание, то он старается вызвать его любым путем. Если у Вас не принято хвалить, то ему гораздо быстрее привлечь внимание дракой. Тут уж Вы точно отреагируете. Поэтому нужно уделять ребенку достаточно внимания. Играть вместе в игрушки и игры. Читать сказки и устраивать кукольный театр, где хорошие герои всегда побеждают плохих. Смотреть мультики.
5. Загрузите ребенка физически. В таком возрасте агрессия может возникать из-за невыбеганности. Заинтересовывайте к активным действиям – побегать, попрыгать. Показывайте, что и как делать. Привлекайте других детей потихоньку. Если мальчик ревнивый – «как-то играя с ним на площадке в "ку-ку", подошла девочка, чтоб я и ей "куку" сделала, сын начал ее толкать» - не хвалите других деток при нем. Можете даже спросить его: «Ты хочешь, чтобы мы поиграли с этой девочкой или мальчиком?»
6. К сожалению, сейчас по телевизору 24 часа в сутки показывают очень много агрессии и насилия. И даже некоторые мультфильмы не являются исключением. Пронаблюдайте, что смотрит Ваш ребенок и как часто. Исключите то, где дерутся и проявляют агрессию. Показывайте добрые мультфильмы.
7. Возможно, Ваш ребенок увидел, как кто-то (дома, на площадке, в развивайке) дрался. Или, возможно, даже ударил его. Эта ситуация зафиксировалась, и ребенок постоянно ее как бы проигрывает. Обсудите это с ребенком. На том уровне, на каком возможно. Позадавайте вопросы наводящие. Не в виде допроса, а в виде разговора во время игры. Можете даже попросить нарисовать того, кто обидел малыша. Или того, кто постоянно дерется. Это будут каляки-маляки, но, во-первых, агрессия выйдет на бумагу, а во-вторых, задавая вопросы – можно услышать подсказки.
Есть и другие причины. Их множество и все требует индивидуального подхода. Повторюсь – только по тексту письма определить одну причину – не возможно. Не достаточно информации.
Катя, все, что от Вас сейчас требуется – максимум любви, нежности, терпения и ласки. Разговаривайте с сыном как можно больше. Объясняйте все по сто или тысяче раз, пока он не поймет. Уделяйте достаточно внимания. Запреты заменяйте переключением внимания. Сейчас то самое время, когда закладываются основы характера. И Вы принимаете в этом активное участие.