Как объяснить маме, что я уже не ребёнок?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 17 лет, живу с мамой и старшим братом. Летом на даче у бабушки я познакомилась с парнем, и мы очень хорошо общаемся. Но пришло время уезжать домой на учебу, и я обещала приехать через месяц. В итоге на расстоянии мы общаемся ещё больше, и он меня ждёт не дождётся. Так как я студентка, каникул у меня нет, только зимние, но до зимних ещё три месяца, и я не выдержу этого расстояния. Поэтому я сказала маме, что поеду на выходных. Мама была категорически против, говорила, что никуда не поеду, так как деньги на билет надо и на два дня смысла нет. Я пыталась ее уговаривать всю неделю и в какой-то степени у меня получалось, но старший брат начал подговаривать маму не пускать меня, и мама конечно его послушала. А я уже обещала парню, что приеду. Я хотела купить билет сама на свои деньги, но паспорта своего не нашла, так как мама его уже спрятала от меня, чтобы я не купила билет. Когда у нас был с ней откровенный разговор, она сказала, что потом я сама к ней прибегу и буду плакать, и она меня любит и делает так, чтобы я не наделала ошибок. Что мне не нравится в ней, то что у неё старые взгляды на жизнь. Не разрешает ни с кем встречаться, общаться с мальчиками, на ночёвки с подругами не отпускает. Она не понимает, что я уже не маленькая и в мою личную жизнь не надо лезть. На вопрос "почему ты не хочешь меня отпустить на два дня к бабушке?" Она ответила "я беспокоюсь за твоё будущее". Но я люблю этого парня и раз она мне желает всего хорошего, то она должна одобрять мой выбор. Но почему она не хочет меня отпустить к нему, я просто не могу понять...
Автор вопроса: Мария Возраст: 17

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Мария!
Родительство - это странный «переходный этап» человечества от состояния ребенка с наличием желаний и стремлений и полного отрицания роли взрослых в собственной жизни, до «опытного и мудрого», наделенного ответственностью взрослого, который считает, что ребенок не способен ничего понять и оценить в своем романтическом возрасте, а следовательно его надо «уберечь» от ошибок и направлять на путь истины.
Причем в этом периоде люди умудряются напрочь отбросить свой жизненный опыт общения со взрослыми из детства и юности и убедить себя, что они ведут себя не так, как их родители, а из лучших побуждений, которые откроются детям со временем и будут ими поняты.
Понятно, что Ваша мама находится под воздействием того же заблуждения, которое, возможно, разделяла ее мама и мама ее мамы, и так далее. От этого она ощущает себя спокойнее, считает, что ею движут исключительно мотивы уберечь Вас от возможных ошибок, в которых Вы, по ее мнению, можете очень сильно пострадать. И как бы не прискорбно было это признавать и мне в том числе, она совершенно не склонна признаваться Вам, да и себе в том, что ею движет совсем иные мотивы - избежать возможных трудностей и переживаний за Вас, если все-таки ее «прогнозы» окажутся правдоподобными. При этом ей абсолютно сейчас недоступно понимание того, что Ваши личные ошибки и опыт жизни, который Вы приобретете самостоятельно будет для Вас более полезным, даже если он будет болезненным, чем ее ограничения и попытки оградить Вас от этого опыта. Но так уж повелось, что в нашей жизни многие поступки оправдываются теми, кто их совершают «благими намерениями» уберечь от несчастья близких им людей, особенно, если они не просят их об этом.
Понимаю Ваше состояние непонятости и непринятия Ваших чувств близким Вам человеком! Но для мамы Вы всегда будете оставаться ребенком, даже став намного взрослее. Поэтому отстаивание своей независимости в Вашем случае будет сопряжено с противостоянием авторитаризму родительских фигур. Не удивлюсь, если и Ваш брат не вполне смог справиться с процессом отделения и обретения самостоятельности в Вашей семье, поскольку его поведение немного напоминает поведение «завистника» чужим попыткам к обретению самостоятельности и права решать свою судьбу.
Думаю, Вам необходимо решиться на трудный разговор об этом Вашем праве, постараться четко отстоять свою позицию, постараться без ультимативных нот, напомнить Вашей маме о ее таком же периоде в жизни и поинтересоваться, как она реагировала бы на подобные попытки запрета и удерживания Вас от тех шагов, на которые Вы решились. Возможно, следует и самой поразмышлять о собственных чувствах и ожиданиях от продолжения отношений с Вашим парнем. Возможно, именно такое противостояние делает Ваш интерес к нему таким нетерпящим задержки во времени для встречи. Может, если Вы сама сможете более «по-взрослому» оценить тягу к немедленной встрече, вопреки препятствиям, то это может Вашей маме взглянуть на Вас «другими глазами», начать считаться с Вашими чувствами, позволит ей понять и оценить их глубину, а не пугаться их спонтанности и упрямству. К тому же есть альтернативный вариант, когда Вы можете организовать его приезд к Вам на пару дней. В этом случае Вы сможете понять для себя серьезность его намерений и стремлений, а также даже оценить его независимость и способность принимать ответственные решения и следовать за своими желаниями. И поверьте, отговорки, что здесь ему выйдет дороже, потому что надо где-то остановиться, это, только отговорки, по которым можно понять «серьезность» намерений и чувств партнера. Сделать шаг навстречу Вы всегда успеете. Но, возможно, партнер не готов делать шаги навстречу Вам, а об этом лучше знать уже в начале отношений.
Взрослый человек – это не всегда тот, кто думает, что готов к самостоятельности. Это, скорее, тот, кто может использовать любую ситуацию для удовлетворения своих желаний, не создавая при этом дополнительного напряжения вокруг себя.
С уважением, Елена Гладкова