Ребенок 5-ти лет не может себя занять.

Вопрос психологу:
Дочери 5 лет и 9 месяцев. Не может сама себя занять. Когда иду укладывать младшего ребёнка днём, у неё проблема, чем себя занять, аж до слез. Сначала говорила, что боится. Якобы одной страшно и т.д. Хотя на улице светло, в комнате светло, игрушек куча и раньше такой проблемы я не помню. Может сидеть под дверью во время процесса укладывания, ныть, заглядывать постоянно. Засыпать самостоятельно тоже проблема, с 4-х лет пытаемся научить саму засыпать в своей комнате, до этого спала с нами. Постоянно сидишь с ней пока не уснёт, потом папа с ней в комнате спал, потом снова сидишь с ней, то погладь, то песенку, то сказку, то страшно ей, что игрушки оживут и т.д. И также с нытьем. Торшер горит всю ночь. В конце концов, стала говорить спокойной ночи и уходить. Может поныть, прийти несколько раз, но потом засыпает. Но этот вопрос, что мне делать, когда я ухожу укладывать, меня убивает! Причём когда я прихожу, она тут же находит занятие себе, когда приезжает бабушка, она постоянно просит Ее с ней играть в куклы, бабушка никогда не отказывает! Меня просит редко, я не люблю это дело (в сад не ходит, так как часто и долго болела и вообще все время сидела в группе и ни с кем не играла, даже сама не играла, не брала игрушки и все. И перестали водить. Должен ли ребёнок в Ее возрасте простить, чтоб с ней играли? И нужно ли это делать всегда, если просит? Не хватает какой то самостоятельности что ли, хотя поручаю ей задания какие то, она их делает. Но вот спуститься на улицу сама пешком одна боится до паники какой то. Надо обязательно, чтоб внизу в подъезде кто то ждал Ее и она его видела. И всегда это тоже со слезами. Пытаюсь больше ей ласки давать, но не ругать тоже не получается совсем, иногда и прикрикнуть приходится. Скоро школа, так даже не представляю, как она пойдёт туда без мамы! Что делать?
Автор вопроса: Валерия Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Добрый день, Валерия! Ваша дочь привыкла к тому, что Вы уделяли ей внимание и днем, и ночью, ведь с Вами вместе она спала большую часть своей жизни. И то, что она сейчас потихоньку научилась засыпать одна - уже очень хорошо. У Вас появился младший ребенок и, видимо, внимания столько сколько раньше уделять дочке уже не получается. Нередко у детей при появлении младших братьев или сестер появляется ревность, желание перетянуть внимание родителей на себя. Возможно, это коснулось и вашей семьи, ведь по вашему описанию дочка просит посидеть с ней именно тогда, когда видит, что Вам надо уложить младшего ребенка, уделить ему время.
В данной ситуации, чтобы снизить ревность и воспитывать самостоятельность можно:
- хвалить за любое самостоятельное действие;
- подчеркивать преимущества возраста дочки (ты это уже можешь делать, а малышу еще предстоит этому учиться);
- по возможности, спрашивать ее мнение и учитывать его, разрешать в допустимых ситуациях делать выбор;
- когда уходите укладывать младшего ребенка спать, можно давать дочке разные интересные задания: что-то нарисовать, слепить, построить, например. Дополнительным стимулом может служить выдача вырезанных цветной бумаги или картона звездочек, медалей и т.п. Усилить этот стимул поможет "лотерея", которую можно организовать по итогам собранных звездочек/медалек 1 раз в месяц или в неделю. "Выигрышем" могут быть небольшие игрушки, красивая ручка или блокнот и т.п. Не забывать хвалить, если задание выполнила.
Иногда бывает так, что при появлении младшего ребенка в семье к старшему повышаются требования. То, что раньше родителями принималось, теперь отвергается со словами: "Ведь ты уже большой/большая". Пожалуйста, отследите, не произошло ли это у Вас. Так как важно не забывать о том, что старший - тоже ребенок со своими потребностями.
То, что ваша дочь просит поиграть с ней - вполне нормально, ей нужно общение, она хочет с кем-либо разделить свои действия.
Вы не должны заставлять себя играть именно в куклы с дочкой, но можно приобщать ее к другим любым действиям, хотя бы по минимуму: приготовление еды, например, или любое действие, которое Вам интересно и допустимо для дочки. Так она будет чувствовать, что вы заодно, вместе. Когда Вы чем-то заняты, то можно доброжелательно давать понять дочке, что у Вас есть свои дела и не бежать к ней по первому требованию. Например, на просьбы поиграть сейчас же можно ответить, что Вы пока заняты и предлагаете ей в это время заняться... (т.е., дать интересное задание), а когда освободитесь, то можно вместе будет сделать... (озвучьте варианты).
Удачи Вам!
С уважением,
Виктория.