Ребенок 12 лет стал воровать деньги у родителей. Жалобы в школе от учителей.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, сыну 12 лет, этим летом стал воровать деньги у родителей, как выяснилось в дальнейшем для покупки телефона. Стоит отметить, что хороший сенсорный телефон у него уже был, правда мы его отобрали с условием, что при положительной учебе и поведении вернем. Но он решил, что проще украсть деньги и купить себе другой. В школе завал, поведение и успеваемость на нуле. Пытались влиять и кнутом и пряником, ничего не помогает. Ходит на две секции каратэ и хип-хоп. Занят каждый вечер по будням. После воровства поставили условие, что если наладится учеба и поведение то 28 октября поедет в Москву на соревнования по танцам. Вроде бы согласился, но через три дня опять получили жалобу от преподавателя на неудовлетворительное поведение на уроке. Учителям дерзит, на замечания не реагирует, свое поведение никак не объясняет. У него есть друзья, из положительных семей, но тянет общаться с неблагополучных подростками. У нас не бедная семья с доходом выше среднего, у ребенка есть свой компьютер, игровая приставка и все возможности для хорошей жизни. К нему одно требование, поведение и учеба, которые он не выполняет, естественно игр и интернета лишаем и ставим условие, что при положительных оценках и поведении вернем, но ему не интересно.
Автор вопроса: Андрей Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Голодова Альмира Миралиевна.
Здравствуйте, Андрей! В этом возрасте подросток пытается самоутвердиться, занять свою нишу, показать свою самостоятельность. Ему сейчас крайне важно мнение группы, которой он доверяет. Но к мнению родителей, при условии, что доверие не потеряно, подросток прислушивается.
Хорошо, что Вы контролируете ребенка, знаете, с кем он общается, дружит. Это имеет значение.
Воспитывать пытались и кнутом, и пряником, ничего не помогает. Чего бы Вы ни лишали своего ребенка - он находит способы вернуть: лишили телефона - украл у родителей деньги на телефон (этот "звоночек" может обозначать "со мной так нельзя поступать" или "я верну то, что мне необходимо"), лишили интернета - пошел к "неблагополучным", где, скорее всего, найдет то, что ищет.
Андрей, найдите средство, находящееся между "кнутом и пряником". Радикальные меры с подростками не действуют. Они подталкивают ребенка к действиям наоборот, "назло".
Положительное воспитание в детстве никуда у подростка не девается, оно трансформируется, видоизменяется. Ребенок начинает видеть мир "взрослым" взглядом. Естественно, он пробует "взрослые" словечки, наблюдает, как взрослые отреагируют на то или иное действие. Но при этом он еще ребенок. Для них нормы и правила общества отодвигаются. Они начинают жить по своим. К сожалению, не всегда приемлемым.
Как давно Вы разговаривали с сыном "по душам": интересовались, что он чувствует, чего ему хочется, что с ним происходит, чем его привлекают "неблагополучные" мальчишки и т.п.
Когда на сына жалуется учитель, Вы разбираетесь или сразу "принимаете меры"? Обсудите, как сын видит ситуацию, что он сделал правильно, а что нет, чего хочет добиться. Может, таким образом, он что-то доказывает своим одноклассникам, может себе, может Вам. Объясните, что учитель тоже человек, что он тоже может обидиться, злиться, радоваться.
Но может, ему просто хочется Вашего внимания к своей личности. Родительское внимание, поощрение никуда не девается, оно ВАЖНО! Оно чуть за референтной группой, но оно необходимо! Просто подросток этого не покажет.
По поводу поведения и учебы. Вы пишите, что в школе завал, поведение и успеваемость на нуле. При этом сын ходит на две секции каратэ и хип-хоп. Когда он успевает делать уроки? Если он не успевает, соответственно на вопросы учителя ему приходится отвечать дерзко, выкручиваться и т.д,.
Начните РАЗГОВАРИВАТЬ с сыном спокойно, без угроз, как со взрослым полноценным членом общества. Скажите, что Вы пытаетесь понять его, но Вам нужна помощь с его стороны. Объясняйте, что взросление - это не просто, но мы живем в обществе, с этим придется считаться.
Наблюдайте за своим сыном, выслушивайте его мнение на событие, но и высказывайте свою точку зрения на происходящее, опираясь на свой опыт.
Поинтересуйтесь, какую профессию он хотел бы приобрести, какие учебные предметы ему нравятся, зачем ему изучать остальные (например, для того, что в жизни мы сталкиваемся с этим, чтобы не тратить в будущем дополнительно время на восполнение пробелов "невыученных уроков"). Цель должна быть не только у Вас, но и у Вашего сына. И еще Ваши цели с целями Вашего сына могут не совпадать, поэтому нужно узнать его цели.
Выбирайте те поощрения, которые НЕОБХОДИМЫ Вашему сыну, которые он будет принимать.