Как отлучить от груди наименее травматичным образом?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Буду очень благодарна за ответ. Я не знаю, как отлучить ребенка от груди и в целом сделать более самостоятельной. Дочке уже 2.3 года и она до сих пор прикладывается к груди. Причем мои любые попытки донести до нее, что она уже достаточно большая и кушает взрослую пищу вместе с мамой и папой встречают бурную протестную реакцию – вплоть до истерик с паданием на пол, плачем до икоты и пр. и пр. Мне реально страшно становится, глядя на такую ее реакцию. Причем в других ситуациях, например, игрушку не купим или пойдем домой, когда она играет на улице или наоборот идем на улицу, когда она чем-то увлеченно занимается дома, такой реакции не встречают. Я не знаю, как отучить ее от груди, я реально устала, не высыпаясь, и просто истощена тем, что меня все время “держат на привязи”.
Кроме того, я замечала за ней такую особенность – она сама умеет есть, но когда поблизости никого нет (в смысле отца или бабушки) она просит, чтобы я кормила ее. Даже настойчиво требует. Отказывается есть вообще. Причем с папой, например, спокойно может есть и сама! То же самое касается и игр. Когда рядом есть папа она может спокойно сидеть играть самостоятельно, какое-то время по крайней мере. Со мной такой номер не проходит – мама играй со мной и все тут. Не дает мне ничего делать по дому или просто отдохнуть, иметь свое личное время. Признаться меня такая ситуация очень напрягает, иногда я не выдерживаю и начинаю кричать на нее, она в ответ плачет и ничего не меняется. Пыталась и спокойно объяснять – тот же эффект.
Подскажите, что можно сделать в такой ситуации, как помочь дочке стать более самостоятельной? И как, наконец, отлучить ее от груди наименее травматичным образом?
Спасибо большое заранее.
Автор вопроса: Мария Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Мария, добрый день!
Немного не поняла, что значит прикладывается к груди. Вы ее еще кормите грудью? Тогда в этом ничего плохого нет. Хотя конечно Вам выбирать, когда заканчивать кормить грудью. Если молока уже нет, но ребенок просто прикладывается, то в этом, на мой взгляд, тоже нет ничего плохого. Это и ее привычка и способ в какой то степени "слиться" с матерью, как бы психологическая пуповина еще не разорвана. Постепенно проходит в основном. Но если Вас это беспокоит, то надо начинать отучать. Здесь вопрос привычки и научения. Вы же наверняка уже приучили ее к горшку. Конечно это может быть процесс немного болезненный, когда отлучают от чего-то, что приятно, когда пора взрослеть. Но 2-летнему ребенку что - то объяснять думаю не очень продуктивно. Совестить тем, что уже взрослая и говорить ей: ай яй яй... какая плохая девочка и указывать на то, что маме от этого плохо не надо! этим можно только заложить начало низкой самооценки и комплексов в будущем. Как отучить. Главное Вы сами должны четко решить, что Вы этого хотите! Возможно, что у Вас внутренний конфликт: и хочется и нет. Может быть есть какие то скрытые (подсознательные) выгоды или страхи. Решите точно для себя и себе скажите да или нет.
Если решили отучать. Еще наши бабушки знали хороший способ: смазать грудь чем то невкусным (только обязательно это должно быть безопасно для дочери). Она приложиться раз, другой, а потом может и не захотеть больше, т.к. невкусно, неприятно (стимул-реакция). Но, как уже писала, здесь еще и психологическая привязка - рядом с мамой, рядом с сердцем, тепло, уютно, спокойно. Возможно именно так она чувствует Вашу любовь. Возможно Вы сами успокаиваетесь в такие моменты. Она когда прикладывается? ночью? Отучать конечно лучше потихоньку, постепенно. Может сначала положить с собой, но грудь не давать. Она будет чувствовать Вас и стресс будет не такой сильный. На ее просьбы говорите уверенно нет. Только нет значит нет. Но покажите дочери всю свою любовь и заботу!!! можете обнять ее, приласкать, успокоить, но грудь не давать, тем более она же неприятная. Следующим шагом (через несколько дней или недель, когда дочь успокоится и примет наконец это) перекладывайте ее в ее кроватку, но кроватку можно поставить рядом со своей кроватью, чтобы она могла Вас увидеть и услышать. Здесь тоже последовательно и уверенно, но с большой любовью. Следующим шагом уже можно будет кроватку переносить. Возможно Вам самой тяжело разорвать эту пуповину. Это нормально! А дети все чувствуют.
А вот насчет того, что Ваша дочь отказывается самостоятельно кушать, когда поблизости никого кроме Вас, это уже, в какой-то степени Ваше попущение. Она чувствует, что может "вить веревки" из Вас, и делает это. Срываться на нее смысла нет. Поверьте, она делает это не назло Вам, а просто потому, что так можно. Здесь тоже надо просто отучать. Перестаньте ее кормить. Вам обязательно надо быть последовательной! Если Вы один раз скажите нет, а потом да, то так и будет продолжаться. Только обязательно соблюдайте спокойствие и проявляйте как можно больше любви, нежности и ласки (не путать со вседозволенностью).
Конечно же, ей хочется всегда быть рядом с мамой, хочется играть с мамой. Чтобы она научилась играть сама, ее надо научить, а главное увлечь. Когда Вы на кухне, то можно ей дать поиграть с кастрюлями. Вы своими делами занимаетесь, а ей скажите, что играете с ней. можете дать кастрюли разного размера, пусть вкладывает одну в другую. Это ее еще и развивать будет. Развивающая игра на кухне - можно дать крупу - пусть пальчиками перебирает - хороший массаж (мелкая моторика это интеллект). Дайте ей порисовать, а пока займитесь своими делами. Какое-то время у Вас будет. Если будут какое-то время уделять другие родственники, то замечательно. Как раз в это время Вы и сможете заниматься личными делами. конечно же у Вас должно быть личное время и время на восстановление сил. Хвалите дочь почаще ! и ей будет хотеться радовать маму.
Вы планируете отдавать ее в детский сад? Когда она пойдет туда: Вам надо будет самой подготовиться, что это тоже может быть сложно по началу и приучать потихоньку. Потом станет легче.
Все у Вас хорошо! Все мамы через это проходят! а будет еще лучше!
Желаю Вам счастья и любви!