Агрессивный ребёнок 10 лет.

Вопрос психологу:
Добрый день. Моему ребенку 10 лет, зовут его Бобо. Мстительный. Еще ребенком с 6-7 лет мстил всем детям младше себя, на кого хватало сил. Сейчас мстит за друзей (кого любит), за себя мстит, кто не нравится, бьет тех. В душе и в туалете разговаривает сам с собой. Копирует меня. Говорит сам себе его зовут хей Бобо ты зачем это поломал, или зачем его побил, попроси прощения у Бога, скажи не буду больше этого делать. Как будто бы две разные личности говорят, это когда он с собой, когда один остается. Когда мы говорим что ты натворил он в ответ то ли не помнит то ли притворяется и говорит что я этого не делал. Очень внимательный. Если я поменял баллон в машине он сразу же говорит мне об этом. Чуть постригусь и он сразу первым заметит это. Некоторые мои намеки понимает быстро. Я не высказав ничего приносит полотенце, поев яблоко подходит и забирает у меня огрызок. Быстро от всего устает. Не любит работу, уроки и очень ленивый. В последнее время пока не повторишь с криком просьбу не исполняет. Мультфильмы ему не интересны. Нравятся фильмы, турецкие сериалы, боевики и гонки. ГТА играл круглосуточно. Сейчас удалил игру. Любит играть в игры гоночные. Counter Strike. Любит машины, велосипед. Несколько раз терялся. Теряет дорогу, если куда-то далеко убегает. Подхалимничает, но исподтишка делает все что ему выгодно. Если силёнок не хватает в драке как бешеный берет камень орёт во всю, в последнее время терпит боли и не плачет даже. В детстве переболел стафилококком как врачи диагноз поставили. 5 уколов сделал не помню сильных при его худшем состоянии, когда было 1-2 годика. 3 ему самому потом врачи опытные подсказали маме сделать и давать молоко ребенку. После 3 месяцев после рождения неопытные врачи запретили давать материнское молоко из за вируса стафилококка, найденного у матери.
Автор вопроса: Zafar Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Ладатко Марина Георгиевна.
Доброго времени суток, Zafar.
Из описанного Вами поведения ребёнка, у меня возникает много дополнительных вопросов:
- как проходила беременность,
- какими были роды, постродовое состояние мамы и её связь с ребёнком,
- есть ли в семье родственники с подобным поведением или с расстройствами психического плана,
- как проходило детство ребёнка с его сознательного возраста: оставляли его на долго без близких-родных; испытывал ли он предательство (уход из семьи кого-то близкого - иногда командировка, длителное отсутствие близкого ребёнку человека, определяется им как предательство...), в каких условиях живет (имеется в виду психологическая атмосфера семьи), какими методами Вы его воспитываете (если бьёте, то и не удивляйтесь его агрессии, она только будет усиливаться), какие темы и в каком тоне обсуждаются дома.
Без ответов на эти вопросы мои рекомендации будут общими.
Что меня настораживает (факты, которые требуют уточнения у психиатра), как психолога, из описанного Вами:
- ребёнок на едине сам с собой говорит (это может быть снятие напряжения, связанного с чувством вины за сделанное и желанием соответствовать Вашим ожиданиям, а может быть признаком аутичного расстройства или лёгкой степени слабоумия)
- ребёнок "ленится" в учёбе: не всегда это лень, зачастую, это просто неспособность к успешному стопроцентному обучению. Ему трудно даются предметы при всём его желании. И, кстати, это тоже очень сильно напрягает ребёнка. Он может испытывать психологическое напряжение, а его драки - как способ разрядиться. Но, чтобы соответствовать "нормам", должен быть повод - бъёт "за что-то".
- Его скурпулёзное внимательное отношение к Вам, услужливость и копирование.
И, соответственно первое, что могу Вам сказать - обратитесь обязательно к детскому психиатру. Он поможет направить Вас в действиях и грамотной, правильной психотерапии. Слово психиатр может пугать, но это -
путь к изменению ситуации, проверка/опровержение предположений для правильной коррекции поведения. И, зачастую, всё обходится без медикаментов, просто нужно правильно выстроить психотерапию.
Итак, а теперь общие рекомендации для Вашего случая:
1. Говорите с ребёнком тихо. Кричать, наказывать (бить) запрещено! Если не слышит ( а такое может быть в меру возраста - он просто погружён в свои мысли или деятельность и реально Вас не слышит), притроньтесь к его плечу, обратив на себя внимание и спокойно говорите, что Вы хотели.
2. Будьте примером сыну. Вы, как отец, для него очень важны. Вы для него "Бог", так сказать, а значит, Ваши понимание, принятие сына таким, какой он есть, совместные дела (творите, мастерите, проводите вместе с ним время) - это та сила, которая сделает из него успешного, уверенного в себе человека.
3. Когда сын Вас расстраивает своим поведением, обсуждайте с ним ситуации, ГОВОРИТЕ о СВОИХ ЧУВСТВАХ К СИТУАЦИИ, о том, как Вы сами себя чувствуете (что это Вас расстраивает, огорчает, Вам стыдно и т.п.). Но, при этом, хорошие поступки тоже обсуждайте, и в этих ситуациях отражайте свои чувства (гордость, радость и т.п.).
4. Принимайте его как сына - это особое чувство отцовства/материнства, когда Вы любите своего ребёнка безуслвно просто за то, что он есть. Безотносительно к его заслугам и достижениям.
Когда Вы пройдёте психиатра, Вы уже точно будете знать как выстраивать свои с сыном отношения: в жёстких рамках правил семьи и режима или наоборот на позиции сотрудничества. Для каждого случая - свой подход.
Это первые необходимые рекомендации, Zafar, в Вашем случае.
Сил, Вам, веры и настойчивости в воспитании сына.
С уважением, Ладатко Марина Георгиевна - Ваш психолог.