Панические атаки у дочки 14 лет.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я уже как 2 недели заметила, что у моей дочки панические атаки. Ей всего лишь 14 лет. Всё случилось после того, как на неё чуть не напал маньяк, но всё прошло благополучно, я была рядом и всё прошло хорошо. Но после она начала всего бояться, один момент боялась идти на улицу, потому что думала, что ей станет плохо, закружится голова или упадет в обморок и никто не поможет. Боится умереть или сойти с ума. Симптомы такие же, как у панических атак, головокружение, боль в груди, трясение изнутри, страх или опасение чего-либо и т.д. Часто плачет и думает, что никогда не избавится от этой ситуации. Думает, что у неё всякие болезни, но когда были у врача, сказали, что всё хорошо. Она часто смотрит информации о панических атаках, например, в ютубе и старается следовать инструкциям, смотрит консультации онлайн психологов, но всё бесполезно. Она растёт без папы, мы в разводе, может из-за этого? В 5лет у неё была травма головы. Она была раньше более весёлой и позитивной, а сейчас стала замкнутой, даже кушать отказывается и началась бессонница. Раньше помогала по домашним делам, а сейчас не может.
Автор вопроса: Женя Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Гнатюк Людмила Юрьевна.
Здравствуйте Женя!
Основа панических атак – это страх, именно он сжимает сосуды, и не дет возможности телу расслабиться. Соответственно, если зажаты сосуды в конечностях, то руки/ноги будут холодными, если пережаты сосуды в шейном отделе, то будут головокружения, обмороки, повышенная утомляемость, нехватка энергии и т.д. Но суть не в том, чтобы найти в себе еще больше симптомов, а в том, чтобы понять для чего нужны страхи, которые коллекционируются и ограничивают жизнь все больше и больше?
Для этого предложите дочери выписать все свои страхи на бумаге.
Например, Вы пишите, что она боится идти на улицу, из-за страха, что в случае чрезвычайной ситуации ей никто не поможет. Этот страх не абстрактный, он должен опираться на что-то, Ваша задача попробовать раскрутить его до изначальных составляющих.
Кто конкретно и когда ей уже не помог, когда она нуждалась? Кто уже ее оставил/бросил? Это ее реальное чувство покинутой, брошенной, одинокой.
Я думаю, Вы неслучайно указали, что она растет без отца, Вы, как мать, чувствуете ее переживания по этому поводу. Но либо у вас есть негласный запрет на эту тему, либо по каким-то другим причинам дочь не может искренне прожить эту ситуацию и играет не свою роль, а роль «сильной, чтобы не обидеть маму» Это как один из вариантов, могут быть другие, для этого нужно подробнее знать Вашу историю и отношения, в данном случае, Вам виднее.
Фокус заключается в том, что все страхи связанны с нашей неискренностью и ложью самим себе и окружающим. Мы хотим выглядеть и казаться теми, кем не являемся на самом деле и очень боимся потерять этот образ, вся энергия тратится на его удержание и страх, что нас разоблачат. Но гораздо проще было бы признаться себе в своих истинных чувствах, взять ответственность за негативные эмоции (если говорить об отце, то это может быть обида и ненависть, за то, что он ушел, либо эти же чувства могут быть по отношению к Вам, за то, что не сохранили, оставили без отца, ругались, не любили и т.д.). Но по каким-то причинам она не чувствует себя в праве прожить свою боль, быть такой какая есть, потому что есть страх, что такой какая она есть, ее не примут, оставят, предадут. И этот страх заставляет казаться, а не быть.
Суть таких страхов заключается в том, что они, во-первых, связанны с людьми (реальными, кто был и есть в поле общения), во-вторых, с неискренностью по отношению к этим людям.
Например, почувствовала сильную обиду или злость, а сделал вид, что все хорошо, потому что испытывать злость – «неприлично». И эта ложь внутри начинает давить, сам себя не обманешь, и прекрасно понимаешь, что врешь, а когда мы кого-то обманываем, возникает чувство вины и страха, что нас разоблачат. Поэтому все страхи, связанные с будущим (заболеть, умереть, остаться одной, упасть в обморок и т.д) связанны с нашими долгами в прошлом. Важно отследить, с кем она не прожила свои настоящие чувства и состояния, кому не отдала этот долг, а сфальшивила. Это должны быть сильные эмоции, которые по каким-то причинам были подавлены.
Она имеет право на любые эмоции, самые «ужасные» с точки зрения морали, она имеет право их чувствовать, только приняв это, она может попросить прощения за то, что ненавидела/обижалась/злилась и т.д. и именно это освободит ее от страхов. Только когда мы обнаруживаем это чувство и признаем его, оно теряет свою силу. Остается только любовь и благодарность.
Но поскольку пишите Вы, мать, а не она, то и начинать Вам нужно с себя, где и кому Вы врали, какой пример ей подали, что от нее ожидаете? Примите ли Вы ее такой какая она есть или она будет всегда вынуждена соответствовать Вашим ожиданиям? Хватит ли у Вас мудрости и глубины, чтобы помочь сначала себе, а потом и дочери открыть свое сердце и быть искренней?
Посмотрите лекции Д. Троцкого, почитайте книги М. Роуча, Анастасии Новых и других авторов. Вы со временем поймете, что общее и единое в духовном развитии – это чистота на всех уровнях: мыслях, словах, поступках. И чем больше они расходятся с реальностью (думаем одно, говорим другое, делаем третье), тем больше в нашей жизни будет проблем, болезней, потерь и т.д.
Если захотите подробнее пообщаться – пишите, обязательно отвечу. Верю в Вас и Ваши силы!