Дочка 13 лет вдруг стала бояться воды.

Вопрос психологу:
Моей дочери 13 лет, она спортсменка, 1 разряд по спортивной аэробике, в прошлом году получила золотой знак отличия ГТО. С самого детства плавала просто как рыба, ходили с ней в бассейн, она прыгала с тумбы в глубину, плавала под водой, когда ей было 6; речку даже с ней переплывали (неглубокую, конечно, там где все плавают) когда ей было 8. Лет в 11-12 стала отказываться от бассейна, даже от уроков физкультуры в бассейне стала отлынивать. Двойки ей не ставят, потому что она постоянно выступает на соревнованиях за честь школы в других видах двигательной деятельности, занимает места. Но мы даже с ней на природу не можем выехать, я-то плаваю, даже в аквапарк отказывается идти. Разговаривала с ней, почему вдруг она возненавидела воду, которую с детства обожала, в ответ какая-то околесица. Проблема в том, что из-за её неожиданно возникшей фобии мы пропустили некоторые важные события в школьном спорте, а она в ответ, мол лучше не поеду никуда, чем в воду зайду. После ряда попыток узнать, в чем же дело, я всё-таки получила ответ. Когда ей было 11 лет и они ходили на фестиваль ГТО (она тогда серебряный получила знак, золото получила к 13 годам), нужно было проплыть в бассейне 50 м, она прекрасно начала, а потом резко устала или что, но ей стало плохо. Она еле доплыла, показав неплохой результат, обошлась без медицинской помощи, отдышалась, но после этого в воду ни ногой. Предлагала ей сходить в аквапарк, там можно не плавать, а просто в воде отдохнуть - ни в какую. Личный пример не помогает, а спортивные события не хочется пропускать. Как побороть фобию?
Автор вопроса: Светлана Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Попова Юлия Кирилловна.
Здравствуйте, Светлана!
Вы спрашиваете, как можно побороть фобию у дочери.
Важно быть уверенными в том, что это действительно фобия, а не нежелание продолжать спортивную карьеру и деятельность в этом направлении.
Симптомы гидрофобии:
сухость во рту;
повышенное потоотделение;
ноги становятся «ватные»;
учащенное сердцебиение;
повышенный мышечный тонус;
тошноту;
головокружение.
1. Если это гидрофобия, можно связать страх воды с пережитым стрессом в бассейне. Есть несколько способов побороть эту фобию (каждый из приведенных методов предполагает обязательную консультацию со специалистом):
1) Десенсибилизация (один из методов поведенческой психотерапии) — систематический контакт с водой, начинающийся, например, с тазика, с постепенным увеличением объёма воды (таз, ванна, заполненная на треть, на половину и т.д.).
2) Гипноз.
3) Арт-терапия (рисование страха) в качестве дополнения к психотерапии.
2. Чрезвычайно важно убедиться, что это действительно страх, а не избегание. Можете ли вы быть уверены в том, что вашей дочери также сильно как и вам самой хочется плавать? Порой родители (бессознательно) воплощают свои желания и амбиции через детей.
Вы пишите, что в ответ на ваши вопросы, дочь отвечает «какую-то околесицу» — какую? Далее вы сразу пишите о том, что возникла «проблема» — пропущены важные мероприятия. Для кого это проблема? Для кого эти мероприятия важны? Кому не хочется пропускать спортивные события?
Гипотетическое нежелание дочери заниматься водным спортом не отменяют возможности наличия гидрофобии, и они могут быть взаимосвязаны.
Очень важно не производить давления в отношении девочки, не уговаривать и не заставлять заходить в воду, это может усугубить состояние.
В данной ситуации, девочке нужна очная консультация со специалистом.
Удачи вам и счастья, Светлана!