Дочка подросток постоянно говорит, что хочет умереть.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моему ребёнку 17. Сейчас у неё поступление, я понимаю что стресс и все такое, но ее поведение ненормально. Она агрессирует постоянно, я не знаю что с ней делать. Ещё бы хотела спросить, нормально что у моего ребёнка постоянные перепады настроения, она постоянно одна и очень часто слышу как она говорит по телефону о том, что хочет умереть. Вчера она сидела на окне. Она постоянно удаляет свою страницу вконтакте и просто говорит о том, что ей надоело жить, что ей нечего делать, что она устала. И это длится уже года три. Каждый раз ей плохо. Она часто говорит о том, что она никому не нужна и просто ведёт себя так, чтобы с ней никто не общался. Иногда у неё случаются нервные срывы и она лежит на полу и рыдает. Что делать? Это нормально? Может сходить к психологу, начать говорить с ней самой я не решаюсь. Как-то она рассказала мне что режет ноги. Ее поведение напоминает 13 летнюю девочку , она постоянно ведёт себя как ребёнок. Мне кажется она не любит себя или не уважает. Она встречается с мальчиком год и у неё постоянные истерики, потому что он уходит гулять с друзьями, на дачу или ещё куда. Она просто сходит с ума. Я не знаю что с ней делать и что ей дать такого, чтобы она не чувствовала себя так.
Автор вопроса: Аня Возраст: 43

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Анна!
Сразу хочу Вам сказать, что «стресс и все такое» у Вашего ребенка начались не только в период экзаменов и поступления! Вы и сама свидетельствуете, что подобное наблюдаете уже несколько лет.
Для подростков, а этот период по разным мнениям наступает с 11-13 лет, стресс во многом связан не только с гормональными перестройками организма, но и со сменой социальных стереотипов и статусов самовосприятия и самопрезентации. Они очень по многим вопросам меняются и ищут новые формы восприятия мира, себя, ближайшего окружения. В этот период для них очень важным становится, хотя иногда всячески отрицается ими самими, поддержка и понимание их в этих процессах от родных и близких им людей.
Согласитесь, что и взрослым не всегда уютно в этом быстро меняющемся мире! Каково же подростку, Вы можете даже не догадываться, поскольку мир серьезно изменился и сравнивать сегодняшнее отрочество и юность с теми, в которых удалось формироваться нам с Вами значительно отличаются не только по структуре, но и по эмоциональной нагрузке.
Ваша дочь, похоже, сложно самостоятельно справляется с той нагрузкой, которая выпала на ее душу. Ситуация осложняется еще и тем, что Вас, похоже, саму пугают те изменения, которые с нею происходят. Дети это очень чутко чувствуют! И их реакция самая простая – если такая никчемная, что даже родным не нужна, то зачем тогда я сама себе?!
Так что не удивляйтесь перепадам настроения и неадкватному поведению! Они лишь следствия тех страхов, что испытывает Ваша дочь, той неуверенности в себе, которую не может преодолеть самостоятельно, но просить помощи уже не может из-за отсутствия доверия к миру, в том числе и к Вам, как его представителя.
Что делать? Перестать вести себя с нею, как будто она и впрямь душевно больная! Найти слова поддержки и ободрения, найти слова любви и проявить эту любовь не только интересуясь, что дать, чтобы она не чувствовала себя так, а как минимум понять, что именно она чувствует, что с нею в действительности происходит.
И конечно, обратиться к психологу. Причем, и для себя в том числе. Как раз для того, чтобы разобраться в своих страхах, связанных с происходящим. А еще для того, чтобы найти те слова поддержки, которые помогут и Вашей дочери согласиться на помощь специалистов в этой ситуации. Ведь простого предложения сходить к психологу сейчас явно будет недостаточно, поскольку необходимо вернуть прежнее доверие к Вам и Вашим словам.
А то, что ее поведение напоминает Вам 13 летнюю девочку как раз и говорит, что что-то в этом периоде пошло не так, как планировалось, какая-то неразрешенность в этом периоде мешает двигаться в развитии дальше, давит и угнетает настолько, что все другое кажется бесполезным и постылым.
Вспомните, что Вы мать и можете любить своего ребенка без условий, без необходимости ей соответствовать каким-то Вашим ожиданиям, а просто за то, что она Ваша дочь. Сейчас Вам просто необходимо любить ее именно так! А не чураться, как чумную! Чтобы научиться уважать себя, нашим детям нужен пример уважения их родителями, понимание их сложностей, не осуждение, когда они совершают ошибки, а поддержки, чтобы их не делать. Любовь и доверие, причем безусловные, помогут и Вам обрести уверенность в своей дочери и ее готовности к взрослому миру, и ей, научиться уважать себя и доверять окружающему миру, чувствовать себя в нем не так тревожно.
С уважением, Елена Гладкова.