Ребенок 2,9 дерется в детском саду.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Проблема вот в чем. Сын 2 года 9 мес посещает детский садик уже 2,5 месяца, адаптация прошла быстро и практически без слез (с 1 года 10 мес. и до детского сада посещали развивающие занятия 3 раза в неделю по 3 часа, оставался на занятиях без меня). 3 недели назад воспитатели начали жаловаться на ребенка, что он может толкнуть в спину или ударить ребенка. Дома обстановка спокойная, ребенок единственный и желанный, во дворе на детской площадке ребенок старается не контактировать с детьми, было замечено что если у него отбирали игрушки, он просто убегал. Ни разу не видела что бы он кого то толкнул. Ребенок хорошо контактирует со взрослыми, если видит знакомого человека. может подбежать и обнять его. Всегда протягивает руку, если с ним хотят поздороваться. Многие (в том числе и воспитатель детского сада) говорят что мальчик очень ласковый и нежный. Любит рассматривать книги с изображением животных. Ребенок плохо говорит, поэтому спросить у него в чем дело нет возможности. По неврологии проверяли, все в норме. На данный момент в группе 25 ребятишек от 1,7 до 5 лет, в одном помещении 60 кв.м. Начали поступать жалобы родителей, чьих детей стукнул мой сын.
Ребенок очень активный, начинает раздражаться когда в помещении становится очень шумно, если кто то из детей кричит или плачет. Может начать бегать и кричать. Для привлечения внимания воспитателей может разбрасывать игрушки. Как быть в такой ситуации? Спасибо.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Ходюшина Ольга Алексеевна.
Здравствуйте, Юлия. Сейчас Ваш ребенок подходит к кризисному этапу развития, кризису 3-х лет. Этот этап очень важен для дальнейшего развития. Ведь сейчас происходит первое осознание своего «Я». До этого дети считают, что он и мама единое целое. И к трем годам начинают понимать, что есть «Я», а именно 1)у меня есть свои желания, 2) я могу САМ сделать многое, 3)Я могу быть отдельно от мамы и т.д. В этом возрасте ребенок учиться отстаивать свои границы (очень важный навык для взрослой жизни). Чем ярче он проживет свой кризис, тем спокойнее вам будет в подростковом этапе. Поэтому, Вам надо как можно мягче реагировать на проявление своего «Я» ребенка (в рамках разумного, конечно).
Вернемся к ситуации в детском саду. Здесь возможны две ситуации. Первое, это отстаивание своих границ, своих интересов. Так как Ваш сын еще не может объяснить некоторые моменты, то все это выливается в агрессию. Спросите у воспитателей какая ситуация привела к такой реакции вашего сына. Как только мальчик научиться объяснять, агрессивные методы ему не понадобятся. Вторая ситуация – негативное самопредъявление. Это означает, что ребенок привлекает к себе внимание социально осуждаемым поведением. В детском саду ему необходимо бороться за внимание воспитателей, поэтому он выбрал такой метод. Взрослые чаще обращают внимание на детей, которые больше проказничают. Даже, если они ругают, то ребенок все равно выиграл внимание, пусть даже негативное. Вам надо больше общаться на эту тему с воспитателями, пусть они в подробностях рассказывают действия сына. Понаблюдайте сами, чтобы определить какую свою потребность удовлетворяет ребенок через агрессию. В этом возрасте повода для беспокойства нет. Если такая ситуация сохраниться в 5-6 лет, тогда необходима корректирующая работа. Удачи Вам, Юлия!