Ребенок 8 лет какает в штаны.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток. Я мама дочери в марте будет 8 лет. Проблема заключается в том что она какает в штаны, сейчас я понимаю что запустила этот недуг. Перелопатила много информации в интернете и сделала вывод что это не энкопрез, так как запоров у нас никогда не было, да и вообще проблем с животом... на вопросы дочь толком не отвечает в основном говорит что заигралась, мультики засмотрелась и не добежала. Мне кажется у нее какой-то страх сидит глубоко внутри, поругают, накажут, стыдно... началось все с дет сада после того как одна нянечка с голосом мужика пристыдила ее при всех и я сама не правильно отреагировала на это и получается не поддержала ребенка в нужный момент. Сейчас не знаю что делать... помогите пожалуйста. Семья благополучная, ребенок очень ранимый и эмоциональный а я видимо плохая мама так как не знаю как достучатся до дочки. Я и ругала и не обращала внимания и пыталась поговорить (не раз). Были периоды улучшения но ненадолго, все начиналось по новой. В школе дочери нравится, знаю что иногда ее дразнят и задирают мальчишки. У нее в классе 4 девочки и 10 мальчиков ( живем в деревне) конечно я всего не знаю, но очень переживаю что одноклассники узнают, а может и знают о ее проблеме, в один сад ходили, и будут ее дразнить,а это ухудшит положение. Сейчас когда я успею проконтролировать чтоб она в туалет пошла она вроде и сама радуется что получилось не испачкать трусы Но может через пол часа опять накакать. Да еще момент, она ходит в обкаканых трусах до последнего и у нее нет чувства что ей неприятно от какашек в штанах, может так проходить несколько часов. Помогите пожалуйста, я не знаю что делать.
Автор вопроса: Елена Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Елена!
Для начала сразу бы хотела определиться с основными терминами, которые буду использовать в своем ответе.
Энкопрез (недержание кала) – это ненамеренное и неосознанное выделение кала у детей старше 3 лет. И это явление не всегда напрямую связано с наличием запора у ребенка.
Психосоматические причины возникновения – причины явления, имеющие своим происхождением истоки в психической жизни ребенка.
Соматические причины – те, что напрямую зависят от физиологических или физических проблем (врожденные аномалии развития, травмы головы или родовые травмы, поражения спинного мозга, сопутствующие заболевания- энурез, эпилепсия, вирусные заболевания с осложнениями и т.п.)
Обычно, недержание кала у детей случается вполне естественно и проходит до наступления трехлетнего возраста. В случае, когда такое нарушение функции выделения наблюдается у детей более старшего возраста, необходимо медицинское обследование, чтобы исключить возможное влияние соматического фактора в подобном нарушении.
Если такое обследование проводилось и не выявило возможных нарушений со стороны физиологии, то имеет смысл допустить влияние психологического фактора в проявлении такого нарушения.
Поскольку энкопрез это прежде всего ненамеренное и неконтролируемое выделение кала, то винить ребенка в этой проблеме не следует, поскольку он не виноват в таком своем поведении. Упреки, обвинения, пристыжение могут привести только к ухудшению состояния ребенка и к изменению его поведения – он может стать более скрытным, более подавленным, более нервным.
Вы указали, что Ваша девочка и так достаточно эмоциональна и ранима, следовательно, она осознает и саму проблему, которая есть и ее возможные и явные последствия, которые сказываются на ней.
Очень может быть, что она не пытается привлечь Ваше внимание к своей проблеме и из-за того, что не видит в Вас достаточной поддержки для себя и принятия ее в таком ее состоянии без осуждения и возможных других негативных чувств и их проявлений. Очень может быть, что о ее проблеме догадываются и ее одноклассники, которые, как и любые дети в этом возрасте, достаточно беспощадны в своих оценках и контактах с подобными проблемами. Поэтому присмотритесь к своей дочери, как она реагирует на своих одноклассников, какие эмоции проявляет, какое поведение демонстрирует. Стоит даже пообщаться с педагогом по поводу ее поведения и поведения одноклассников.
Психологических причин у энкопреза может быть множество. Очень часто энкопрез ассоциируется с давлением, которое оказывается на ребенка. Это давление в большинстве своем психологическое, которое ребенок не может вынести. Например, кто-то из взрослых требует от него выполнения чего-либо, что ребенок не может выполнить самостоятельно или из-за неготовности или из-за незнания. Реакция неудовольства этим может быть для ребенка тем давлением, которое и нет возможности вынести. Как следствие, недержание, потеря контроля над собой в виде потери контроля над собственным телом.
Еще можно рассматривать психолгические причины энкопреза как проявление протеста ребенка к тому окружению, к тем условиям или к тем ситуациям, к которым он не готов по тем или иным причинам. Например, в садик нельзя принести свой горшок, а садовский не нравится. Или, в школу ребенок еще не готов, а родители его уже отдали по возрасту.
Если ребенок гиперчувствителен к оценкам со стороны, то излишняя критика или физические наказания также могут привести к подобному расстройству.
Бывает и так, что ребенок подобным образом бессознательно «защищается» от общения с неприятными для него людьми. Этакое проявление самоизоляции. Тогда следует понаблюдать за его поведением ил поинтересоваться его отношением к его окружению.
Вы упомянули о том, что дочь объясняет свое поведение тем, что увлеклась и не заметила, забыла. Это свойственно легко возбудимым и гиперактивным детям. То, что иногда они перестают ощущать запах и позыв кала, может свидетельствовать, что ребенок привык к тому, что его незамечают, проявляют к нему недостаточно внимания. Тогда это может быть проявлением борьбы за собственный статус ребенка в семье, ведь запахи игнорировать сложнее.
В любом случае, Вам, Елена, необходимо заняться установлением возможных причин этого явления и помочь ребенку с ними справиться. Начните с медицинского обследования. Если здесь ничего не будет обнаружено, обратитесь к психотерапевту. Иногда достаточно недолгой психотерапевтической работы, чтобы причины были устранены и выработано новые навыки в том, чтобы справляться с травматическими ситуациями в жизни ребенка.
Она нуждается в Вашей помощи! И в Вашей поддержке, а не осуждении, и тем более, безразличии. Уверена, что если дело в психосоматике, то Вы справитесь!
С уважением, Елена Гладкова.