Социализация ребенка 5 лет.

Вопрос психологу:
Ребенку 5,5. Девочка. Ходит в частный детский сад. Группа небольшая. В среднем 4 человека приходит в группу. В возрасте 2,5 лет пошли в садик. часто пропускали из-за болезней. летом получалось ходить дольше. В летний период прошли адаптацию. Далее ребенок ходил спокойно. Даже иногда было желание ходить в сад. Когда ходила в среднюю группу (от 3,5 до 5 лет) не было проблем. Там она играла с младшими детьми. Со сверстниками особо не играла. Теперь перешли в старшую группу. И тут внезапно для нас начались проблемы. Ребенок резко переменил отношение к садику. Сменялись педагоги. так же постоянно беседуем с ними. Причина пока не ясна. Но есть большая вероятность что причина в неудовлетворенности общения со сверстниками. Другими словами, ребенок не рад тому как у него складываются отношения с другими детьми. И тут нет никаких "словесных уколов". Дети могут просто игнорировать любые предложения со стороны нашей дочери. Так же безмолвно не считаться с ролью нашего ребенка в совместной игре. А не считаются возможно из-за особенностей мышления ребенка. У нее (такая же проблема была и у родителя) нет врожденной способности улавливать контекст ситуации. Действия и слова других детей и взрослых она не привязывает к текущей ситуации. Соответственно не всегда правильно трактует причину и цель действия других. Реакция ребенка получается часто непонятной для других и они просто игнорируют это потому что не знают как надо реагировать. Понятно, что нужно работать над ребенком. Но в садике не будут постоянно носится за нашим ребенком. Есть время для совместной игры. Там все равно она будет сталкиваться со сверстниками. Не хотелось бы что бы это нанесло духовную травму и начало подавлять ребенка. Стоит ли ходить в этом случае в садик? И можете посоветовать упражнения или занятия с ребенком? Спасибо.
Автор вопроса: Женя Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Ладатко Марина Георгиевна.
Доброго времени, Женя.
Вашей дочке 5 и она сторонится ровесников, потому как среди них надо заслуживать свой авторитет, учиться договариваться, а не только проявлять заботу, как в случае с младшими. Проявляя заботу к малышам, Ваша дочь повышает свою самооценку. Она знает, что это приемлемо, поощряемо, при этом, плюс, безопасно такое общение для неё: она старше, а значит, ее не обидят, чего нельзя гарантировать в группе сверстников. К тому же, малышами можно управлять, а с ровнстниками это сложно.
Уходить с сада в Вашем случае - это уходить от трудностей. А трудность заключается в неуверенности девочки и низкой самооценке (предполагаю). При этом, в семье и со знакомыми взрослыми Ваша девочка может проявлять себя как требовательная, настойчивая, иногда даже деспотичная (капризная) по отношению к близким, но это не говорит о ее уверенности в себе.
Что делать?
1. Повышать самооценку ребёнка через посильные для неё задания, обязанности в семье.
2. Проводить всей семьёй совместно время, когда Вы показываетесь себя не только, как требовательные родители, но и как веселые, разносторонние друзья.
3. Своим примером показывайте уверенность: как Вы ведёте себя в транспорте, незнакомой обстановке, в обществе (уверенно или робко, умеете ли себя отстоять)?
4. Упражнения: распечатайте раскраски-силуэты людей разных ( картинки и маленькие, и большие, и мальчики, и девочки, и взрослые, и малыши), попроситесь выбрать понравившуюся картинку и пусть она ее раскрасит. Увидите, если просто зарисовывает и не выделяет глаза, рот, нос, не вырисовывает детали, нужно помочь справиться с неуверенностью и показать на своём примере (самой маме выбрать себе картинку и раскрасить). Нужно будет, нарисовать вместе с ней ее картинку и придумать положительную историю о "Маленькой девочке, которая стала большой".
5. Читайте терапевтические сказки об уверенности.
6. Раскрашивайте с ней мандаты (1 в неделю, как минимум).
6. Учите общаться с детьми-ровесниками: просто таки проговаривайте, что она должна сказать ребёнку-одногодке в той или иной ситуации. Пусть такие ситуации случаются в вашем присутствии, она будет увереннее. Для этого организовуйтесь с ролителями одногодок на совместные встречи.
Дело опыта и научения.
С уважением, Ваш психолог Марина Георгиевна.