Буллинг дочери подростка в школе.

Вопрос психологу:
Я -мама и классный руководитель дочки 13 лет. Дочка учится хорошо, занимается в музыкальной школе, рукодельничает. Весьма видная на свой возраст: высокая, стройная, симпатичная, хорошо танцует, умеет хорошо одеваться. Но - спокойная, добрая, не всегда уверенная в своих силах. Может быть, где-то виновата я из-за своей строгости и требовательности. Но, как я понимаю, проблемы с самооценкой у нее через непринятие ее отцом, который и живет с нами, но никакого участия в нашей жизни не принимает, разве что иногда претензии предъявляет. Класс, в котором я руковожу а дочка учится - самый сложный в школе. Дети неплохие, но семьи у многих проблемные - у кого-то родители пьяницы, у кого-то - на заработках далеко, у некоторых - дети одеты-обуты, а "школа пусть теперь ими занимается".
В младших классах одна девочка дочке сильно завидовала. Мать ее бросила с отцом. Отец той девочки о ней заботится, любит ее. Теперь - она главный буллер. Остальные дети наблюдают картину, мне рассказывают, но буллера поддерживают, т.к. девочка весьма быстро переключается и на них. Я все вижу. А что делать - не знаю. "Чужую беду руками разведу..."
Как- то дочка кушать перестала, так-как та девочка сказала, что она толстая. Похудела на 6 кг. Заболела гастритом. Пролечили. Теперь новая "фишка" - мол, ты матери все "сливаешь" про нас. Возраст у них непростой - и покуривать пробовали, и пивком баловались на дискотеке в клубе.Я узнала это от других, да и сама вижу, запах чувствуется. А дочка перестала со мной полностью общаться( Что делать? Боюсь, что будет дальше. Школу сменить не получится - живем в селе. От классного руководства не могу отказаться - в школе не хватает учителей, некого больше назначить.
Прочитала все, что могла: и про айкидо психологическое, и про методики разные. Ролики всякие смотрела. Да вот что делать так и не знаю.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Наталья, здравствуйте!
Хорошо, что вы перечитали все возможное и пересмотрели о буллинге в школе. А что вы уже делали, чтобы сгладить ситуацию в классе? Какие приемы или методики вы уже использовали? Вы разговаривали с девочкой-буллером? Вы обсуждали тему буллинга в классе?
Вас волнует тема буллинга в классе или только лишь отношения вашей дочери с одноклассниками? Или отношения вашей дочери с вами? Если бы это все не касалось вашей дочери, вы бы интересовались этой темой?
Как вы думаете, если вдруг в классе никто не будет трогать вашу дочку, ваши с ней отношения наладятся? Если бы была возможность поменять класс или школу – ваша дочка стала бы более уверенной? Или для вас главное, чтобы ее просто не трогали в классе? Ваши с ней отношения вас устраивают?
Наталья, думаю, что вам нужно почитать на тему отношений с детьми-подростками. Как сделать отношения более доверительными и искренними. Как помочь дочке стать более уверенной в себе. Думаю, что вам бы и над вашей уверенностью в себе нужно было бы поработать. Потому как сложно научить тому, чего не умеете сами.
«Но, как я понимаю, проблемы с самооценкой у нее через непринятие ее отцом, который и живет с нами, но никакого участия в нашей жизни не принимает, разве что иногда претензии предъявляет» - не кажется ли вам, что вы всю ответственность за проблемы с самооценкой дочери переложили на мужа? Вы же знаете, что в воспитании ребенка принимают активное участие оба родителя – и мама, и папа. И у дочерей с мамами часто складываются более доверительные отношения, чем с отцами. Но судя по всему - не в вашем случае.
«Может быть, где-то виновата я из-за своей строгости и требовательности» - Наташа, так может вам перестать быть такой строгой и требовательной? Возможно, именно ваша строгость и требовательность загоняют девочку в рамки и занижают ее самооценку. Вспомните о том, что в отношениях должна быть любовь, принятие, понимание, гибкость.
Какие у вас отношения с дочкой? Как часто вы искренне разговариваете на разные темы? Вы дома мама или учительница? Для дочки вы кто – мама или учительница?
Наталья, по вашему письму больше вопросов, чем ответов, поэтому я буду всего лишь предполагать. Думаю, что вам нужно в первую очередь задуматься над тем, как наладить отношения с дочерью. Вам нужно быть для нее не только учительницей, но еще и мамой, подругой, советчицей, авторитетом.
И тогда вы сможете помочь дочери стать более уверенной, поддерживая ее и помогая советами. А когда она будет более уверенной в себе, она совершенно по-другому будет относиться к буллингу в школе. Ведь нападают чаще всего на кого? На того, кто не может дать отпор. Так помогите дочке стать сильнее и научите стоять за себя.