Что делать, если ребёнок всем мешает и отвлекается на уроках?

Вопрос психологу:
Проблема с поведением моего сына в школе и за её пределами. Сыну почти 10 лет. Учитель говорит, что он интеллигентный способный мальчик, но его плохое поведение ему мешает и отрицательно влияет на его оценки. Основная проблема в школе, что на уроках произносит посторонние звуки, делает реплики, отвлекается, не проявляет интереса. Нет респекта по отношению к учителям.
В принципе, дома мы видим такое же поведение. Часто слышим какие то выкрики, пение... Постоянно обзывает младшего брата, подзуживает, задирает (словами). Младший отвечает, и начинается скандал. Интереса почти ни к чему не проявляет, ходил и на дзюдо, и на футбол, и на кикбоксинг и на барабаны и на гандбол, везде только с истерикой. В итоге всё бросили, ходит только на плаванье (вроде как нравится), но всё равно хочет бросить как научится плавать нормально дельфином. Последние пол года очень очень вспыльчив, может наорать на маму, брата. В школе было несколько конфликтных ситуаций, где он вышел из себя. Один раз ударил девочку (говорит не он первый начал), другой раз после замечаний убежал из класса. Недавно его выловил и сильно напугал отец этой девочки. Конечно же мы и школа не оставили это без внимания, защитили, объяснили родителям девочки, что так делать нельзя. Учителя сказали, что может быть у него большое давление дома. После этого утверждения мы перестали на него давить, делай почти что хочешь. Стало только хуже.
Пытаемся понять причину всех этих его действий, то ли ревность к младшему брату, то ли моббинг в школе, то ли ещё что то. Предполагаем, что причиной могут быть компьютерные игры и мультики (аниме). Разрешаем играть в компьютер только на выходных по 2 часа.
Есть ли что то, что поможет нашему ребёнку спокойно и концентрированно работать на уроках, и как то успокоить свою эмоциональность, если что то пошло не так или что то не нравится?
Автор вопроса: Антон Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Антон!
Очень здорово, что Вы интересуетесь особенностями поведения своего ребенка и способами поиска контактов с ним! Особенно приятно, что Вы – отец, поскольку, обычно, подобными вопросами озадачиваются мамочки.
Поведение, которое Вы наблюдаете у своего сына сегодня называют СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Такое поведение проявляется у детей, особенно школьного возраста, неусидчивости, суетливости, беспричинном беспокойстве, импульсивности в проявлении реакций, эмоциональной нестабильности, игнорировании правил и норм поведения, возможны проблемы со сном, задержки в речевом развитии, сложности в контактах со сверстниками. Если интерпретировать определение дословно, то у таких детей ярко выраженной особенностью поведение является невозможность удерживать внимание на одном предмете, действии достаточно длительное время. Они нуждаются в «переключении» внимания, чтобы их интерес оставался, например, на изучаемом сейчас предмете.
Подобное поведение доставляет не только неприятности самому ребенку в школе, но и сопряжено с дополнительным вниманием родителей, которые вынуждены включаться в эту проблему.
У подобного проявления может множество причин. И способ, которые помогали бы как самому ребенку справляться с этой проблемой, так и оказать в этом помощь и поддержку родителям, достаточно много.
Часть из них медикаментозного характера. Сейчас врачами-психотерапевтами или психиатрами при обращении с подобной проблемой к ним родителей, могут выписываться препараты, которые позволяют ребенку «замедлить» свою непоседливость и лучше концентрировать внимание на учебе или других действиях, присущих этому возрасту. Однако, как и любые медикаменты, их действие направлена не на устранение возможной причины, сколько на смягчение симптомов и последствий ее проявления. И, несмотря на достаточно большой и относительно безопасный набор медикаментов для этого в Америке, например, на территории постсоветского пространства их перечень ограничен и не всегда настолько безопасен, как можно предположить.
На мой взгляд, более безопасным методом является комплексный подход, основанный на психологической коррекции поведения ребенка и помощи ему в установлении границ его существования и взаимоотношения с пространством и временем. Этот способ требует очень активного участия родителей, особенно на первых порах. Однако, он менее травматичен для неокрепшей пока личности самого ребенка.
Наилучшим, на мой взгляд, началом такой работы было бы обращение к психологу, который работает с детьми и родителями с подобными проблемами. Там Вы сможете получить более узконаправленные рекомендации по выстраиванию взаимодействия со своим ребенком и помощи ему в организации им своего времени, распределении внимания и умения концентрировать его на текущем задании.
Несколько общих рекомендаций по организации общения с таким ребенком я Вам все-таки напишу.
Для начала, запаситесь терпением. Научитесь не только наказывать ребенка за его невнимательность, но и давайте ему возможность получать и положительные отзывы, по началу, хотя бы от Вас, за его попытки справляться со своими особенностями и реакциями на занятия или действия.
Присмотритесь, что вызывает в ребенке радость или интерес, обращайте внимание, как он реагирует на замечания и одобрения. Разговаривая с ребенком, старайтесь строить предложения так, чтобы отрицательные частицы реже попадались в предложениях. Например, вместо «Не хочешь начать делать уроки?», спросите «Ты уже начал делать уроки?», вместо – «Не бегай на уроках!», попробуйте сказать – «Пожалуйста, во время урока оставайся на своем месте!». Дети с СДВГ, обычно, склонны нарушать запреты, причем, явные они распознают очень быстро и сопротивляются открыто. Поэтому, предлагая ребенку альтернативу без запрета, а основанную на согласии, Вы снижаете «ответную» реакцию сопротивления просьбам.
Для ребенка с СДВГ очень важным является умение существовать в определенных временных рамках. Поэтому, постарайтесь помочь ребенку составить и придерживаться определенного режима дня, который предусматривает смену активных периодов и пассивных. Режим, желательно, соблюдать без отступления, даже в выходные дни, поскольку стабильность – это то, чему таких детей необходимо обучать и прививать подобное умение достаточно длительный процесс. Желательно, при контролировании соблюдения режима заранее предупреждать ребенка о сменах этапов в таком режиме, чтобы он мог «подготовиться» к такому переходу и учился переключать свое внимание.
Поддерживайте позитивные модели поведения ребенка. Не жалейте похвалы для него, но старайтесь меньше упрекать за нарушения, особенно, если понимаете, что оно допущено им не сознательно. Отношения, основанные на доверии и доброжелательности легче принимаются ребенком за норму, чем те, что основаны на страхе быть наказанным.
Создавайте для ребенка возможность расходовать избыток своей энергии. Вы уже писали, что пытались устроить его в различные секции, но он его на долго не хватало. Посмотрите на такие направления, которые не настолько распространены, но не менее энергозатратны. Иногда бывает, что рисование или лепка, танцы или даже технические кружки могут увлечь настолько, что энергия будет расходоваться в них лучше и больше, чем, например, на силовых видах спорта или в единоборствах. Экспериментируйте! Пробуйте! Ищите вместе с ребенком то, что станет для него стимулом концентрировать свое внимание всерьез и надолго. Поддерживайте его в том, что станет для него таким потенциалом для изменения своего поведения. Это в любом случае, окупится и его достижениями в школе и в выбранном направлении.
Главное, не опускайте руки и верьте в своего ребенка! Только любовь способна даже самого непоседливого убедить в необходимости считаться с окружающей его действительностью.
С уважением, Елена Гладкова