Сын студент не хочет учиться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Моему сыну 19 лет. На 2 курсе института. Проблемы были всегда с общением со сверстниками. Учеба давалась нелегко, но и не катастрофично. Диагноз - синдром дефицита внимания и гиперактивность. При рождении ставили энцефалопатию. И повышенный тонус. Был атопический дерматит до школы. С 5 лет и до сих пор занимается музыкой - поет в капелле мальчиков. Со спортом не дружит. Особых препаратов не принимали. Только бады. В конце школы прекратил общение со сверстниками. Только в школе. Общается в интернете. Воспитываю его я. Была еще бабушка. Но умерла 3 года назад. Сын всегда был со мной. Везде ездили вместе. Ходили в театры и ходим. Ходим зимой на лыжах. Проблемы с психикой были, но не такие серьезные. В период детского сада его временами переклинивало. Были истерики. Но они быстро проходили. Какие проблемы меня сильно волнуют: сын - эгоист, у него нет эмпатии сочувствия совсем. Не поддерживает меня в моих проблемах, а это и его проблемы. Например я тяжело переживала смерть мамы, и летом должна была поехать на кладбище, попросила Сашу сопроводить меня - нужно было просто сесть в машину. Не поехал - я попала в аварию на кладбище - влетела на 32 тысячи. Никуда не поехали в отпуск. 2 года я платила репетиторам. Но сын экзамены сдал плохо и на бюджет не поступил. Я нашла деньги. Залезла в долги. Выбрали, то что он хотел - программирование. Сказал, что будет учиться. Т. к. Мотивация - не ходить в армию. После 1 года остались долги - только зачеты, особенно физкультура. Полгода ничего не делал. Теперь боится, что отчислят - обвиняет меня. У сына нет совсем силы воли. Даже если это его интерес, не хочет прикладывать никаких усилий. Я его постоянно мотивирую . Поддерживаю, говорю что он может, что он не хуже других. Соглашается что это его выбор и он хочет заниматься программированием. Говорит, что хочет денег. Соглашается, что образование - это путь к деньгам. Но часто пропускает занятия. В школе не пропускал. Но мне кажется, он считает, что я на него давлю. И он в состоянии стресса и депрессии. Не знаю как вывести его из этой ситуации. Орет на меня и матерится.
Автор вопроса: Елена Возраст: 50

На вопрос отвечает психолог Дарья.
Здравствуйте, Елена!
В вашем письме две беспокоящие вас темы: 1) сын не хочет учиться и 2) сын не поддерживает вас в ваших проблемах.
Давайте поговорим об этом по порядку.
Отсутствие желания учиться может быть из-за СДВГ. У людей с этим диагнозом имеются проблемы с мотивацией и силой воли. Однако, с 5 лет и до сих пор (то есть уже 14 лет!) ваш сын занимается музыкой, поёт в капелле. То есть проблемы в мотивационно-волевой сфере у вашего сына не глобальные. А занятия, общение и пр. в том коллективе строятся так, как вашему сыну подходит.
Но ваш сын стал пропускать занятия в учебном заведении. А в школе не пропускал.
Обратите внимание, что одновременно с окончанием школы он прекратил общение со сверстниками и теперь общается только в интернете. Возможно, пропуски обусловлены проблемами общения с одногруппниками и/или преподавателями. Так же может влиять низкая самооценка и высокая самокритичность. Может влиять "не его" мотивация. И тд и тп. В любом случае, чтобы это выяснить и помочь - к психологу должен обратиться сам Саша.
Далее. Про эгоизм сына.
С учётом того, что, как вы пишете, сын всегда был с вами, вам надо радоваться его бунтам (радоваться – не значит терпеть неуважительное отношение, но это уже другая тема). Ваш сын наконец-то вошёл в период сепарации и начал отлепляться от мамы.
Елена, вы молодец, что проводите время с сыном, ходите в театры и на лыжах. Продолжайте, если это приносит удовольствие и вам, и Саше. Но не задавливайте сына собой. Давайте ему возможности научиться жить самостоятельно! Вы ведь в любом случае не вечны…
Елена, когда вы тяжело переживали смерть мамы, вам было больно и хотелось поддержки. Но почему-то поддержку вы требовали именно от сына. И вы хотели не просто поддержки, а разделения им ВАШИХ проблем. Но не каждая ноша посильна поддерживающему; некоторая может и раздавить.
Быть эмоциональным родителем своему родителю – это тяжёлая и разрушительная задача для ребёнка любого возраста. Так что дело не в эгоизме вашего сына, дело в ваших ожиданиях не по размеру и не по адресу.
Далее.
Вы пишете: «Не поехал - я попала в аварию на кладбище - влетела на 32 тысячи». И ещё: «2 года я платила репетиторам. …на бюджет не поступил. Я нашла деньги. Залезла в долги». Елена, по сути, вы обвиняете сына в своих денежных тратах и финансовых трудностях. А сын, беря С ВАС пример, обвиняет вас в своих проблемах с учёбой. Хотя он не имеет прямого отношения к аварии и размеру вашей зарплаты, а вы не имеете прямого отношения к его оценкам.
Елена, научитесь понимать, в чём ваша ответственность за вашу проблему. Берите эту ответственность! Своим примером вы поможете сыну научиться справляться с жизненными трудностями, а не сидеть в позиции жертвы, ища виноватых и ожидая спасителя.
Удачи вам и пусть всё будет хорошо!
С уважением, Дарья.