Сложные отношения дочери и нового мужа.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Ситуация такая, 5 лет жили с дочкой вдвоём, родного отца она почти не знает и не помнит, он нас навещал от силы раза 3. В общем всегда вдвоём мы с ней были. Потом я познакомилась с мужчиной, встречались, в гости к нам приходил, все вместе ходили куда нибудь. Потом съехались, стали жить вместе. Он в разводе, от первого брака есть дочь ровесница моей, но первая жена лишила его отцовства и с дочерью видеться не даёт. Он очень был расположен к моей дочке, видимо потому что скучал по своей, всегда пытался её пообнимать, но дочка активно сопротивлялась и не подпускала его к себе (на тот момент ей было 5 лет), чуть больше чем через год у нас родилась дочка и тут мой муж по логике вещей весь погрузился в нашу общую дочь напрочь забыв про мою. Сейчас младшей уже 3 года, а старшей будет уже 10, но их отношения с мужем с каждым годом все хуже и хуже, я устала как меж двух огней мечусь, постоянно провожу беседы с дочерью, что нельзя так, она грубит ему, может наорать. Он может над ней подшутить, а она не понимает его шуток и начинает психовать и кричать. Объясняю ей разницу своей любви к ней и к мужу, что нельзя сравнивать эти чувства, но она все равно считает, что я его люблю больше, чем её. Когда его нет дома, она занимается своими делами, я преимущественно домашними. Только он приходит с работы она как хвостик везде за мной ходить начинает и не дай бог мы наедине останемся(((( Муж тоже хуже маленького себя ведёт, вступает с ней в словесные перепалки. На все мои замечания отвечает, что она уже взрослая и должна понимать. Я устала ему объяснять, что она ещё ребёнок, безуспешно, в его глазах и на фоне младшей она взрослая, он совершенно не считает её ребенком(((( Я в тупике. Никакие разговоры не помогают. Ни с дочкой, ни с мужем. Меньше всего я хочу оказаться перед выбором, хоть и понимаю, что выбирать не из чего, любая нормальная мать всегда выберет ребёнка, но и без мужа я не хочу остаться.
Автор вопроса: Маргарита Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Шапорова Валентина Вячеславовна.
Здравствуйте, Маргарита. Вам следует откровенно поговорить с дочерью, объясните ей, что долгое время вы были только вдвоём, но это не значит, что так должно быть всегда. Теперь у вас есть полноценная, что важно – общая семья. Не пытайтесь обвинять её в том, что она ведёт себя «неправильно», не манипулируйте, спросите дочь о её чувствах, желаниях и страхах. И сами будьте откровенны с ней, скажите, что вы её очень любите, и этого ничто не изменит, но и вашего нового мужчину, её отчима, вы тоже любите и не хотите потерять. Что он – не угроза вашим с дочерью отношений, а их часть, и что он тоже любит её, просто, возможно, не знает, как найти к ней правильный подход, ведь взрослые тоже могут ошибаться и сомневаться. Постарайтесь провести этот разговор в той обстановке, где вам никто не сможет помешать или отвлечь.
Вероятно, ваша дочь боится, что ей не останется места в вашей жизни, ведь у вас новый мужчины, новый ребёнок – новая жизнь. И потому она пытается вытеснить из вашей жизни того, кто принёс эту угрозу. Вам следует наладить доверительные отношения с дочерью, которые позволят ей почувствовать, что она по-прежнему нужна и любима, что она в безопасности. Больше разговаривайте, но не о делах и вещах, а о том, что они значат, выражайте чувства. Можете попробовать привлечь дочь к заботе о младшей сестре, но не на правах обязанной няньки. Мягко попросите её об этом и скажите, что если она не хочет, то не обязана этого делать, но вам была бы приятна её помощь. Такая вовлеченность в заботу поможет девочке снизить уровень ревности к младшей сестре.
Также обсудите с дочерью возможность того (и постарайтесь найти эту возможность), что раз в неделю вы будете проводить время только вдвоём: например, заниматься шопингом или чем-то другим, что интересно делать именно маме с дочкой.
По поводу вашего супруга. Вероятно, у него затаена обида на девочку, потому что он видел в ней дочь, тянулся всей душой, но она его оттолкнула. Это тоже может порождать ревность и заставлять его вести себя так, как он ведёт, пытаться избавиться от «угрозы» вашей новой семье, пусть даже скорее всего он это делает неосознанно.
В этом плане вам может помочь совместный досуг, который объединит разрозненную на данный момент семью. Выбирайтесь все вместе на природу, посещайте парк аттракционов (это будет интересно и детям, и вам поможет забыться от обыденных забот, повеселиться всем вместе). Дома свободными вечерами можете играть в настольные игры или просто посмотреть фильм, который одобрят все, и потом обсудить его. Всё лучше, чем сидеть по своим углам и молчать. Старайтесь вместе принимать пищу (хотя бы ужинать, если другие приёмы пищи выпадают из-за школы/работы).
И спросите дочь, как на самом деле она воспринимает шутки отчима: если она не принимает их из принципов, то всё в порядке. Если же они на самом деле задевают её, кажутся ей несмешными и/или обидными, попросите супруга больше не делать так. Для девочки, тем более подходящей к подростковому возрасту, очень важно мнение значимых мужчин. И подколки вашего супруга, даже беззлобные, могут отразиться на её самооценке и повлиять на последующие взаимоотношения с противоположным полом.
И поскольку ваша дочь вот-вот вступит в переходный возраст, вам необходимо наладить доверительные отношения с ней именно сейчас, потому что в противном случае вы можете «потерять» её. Но вас не должно это пугать, это вовсе не означает, что вы плохая мать. Просто делайте со своей стороны всё возможное, чтобы в вашем доме наступил мир. И выбросьте из своей головы гнетущий выбор: «Муж или дочь». Мужчина не должен заставлять вас отворачиваться от дочери, и он этого и не делает. Но и отказываться от любимого мужчины, потому что дочь не готова пока принять его и хочет, чтобы всё было как раньше неправильно. Это ваша жизнь. И если вы «принесёте себя в жертву», далеко не факт, что дочь это оценит, а вот вы потеряете часть своего счастья и впоследствии можете начать винить в этом её же.
Надеюсь, мои рекомендации будут вам полезны и помогут вам разобраться в вашей жизненной ситуации.
С наилучшими пожеланиями, Валентина.